Юрий Гаврилечко, эксперт Фонда национальной безопасности
Чтобы было проще понять, за что отдали свои голоса и коалиция и оппозиция, приведу слова главы Минфина Натальи Яресько. Министр финансов уверена в том, что если каждый год в течение ближайших 20 лет рост ВВП составит 6% ежегодно, то к 2040 году ВВП страны превысит $ 1 трлн, а выплаты по новым компесаторным бумагам для кредиторов составят около $50 млрд.
"Эта сумма абсолютно возможна для такой страны, которая имеет $1 трлн ВВП – это где-то примерно $ 50 млрд", — сказала Яресько.
Читайте также: Яценюк в Верховной Раде: реструктуризация и плач
Напомню, что пакет законов в долговой кабале принимался ради отсрочки по выплатам тела кредита размером… в $9-9,5 млрд. То есть для главы украинского министерства финансов одиннадцатикратное превышение размера выплат над размером долга является совершенно нормальным явлениям.
Да, Яресько как-то забыла упомянуть, что $50 млрд – это 5% ВВП и… 15% госбюджета, так как в Украине через бюджет перераспределяется примерно треть ВВП. Хотя… а чего еще можно было ожидать от инвест-банкира? Чтобы было понятно, что такое 15% госбюджета, попробую дать небольшое сравнение: на нужны министерства обороны Украины в этом году потратит 9% бюджета, образования и науки – 5%, здравоохранения – 2%, культуры – 0,5%.
Мало кто обратил внимание на еще один пассаж главы Минфина. Она специально подчеркнула, благодаря принятым законам Кабмин получит право выпускать…. новый финансовый инструмент — государственные деривативы, которые будут торговаться отдельно от долгов, которые вроде как реструктуризируются.Что же такое деривативы и почему они вообще ни малейшего отношения к реструктуризации долгов не имеют, что Яресько в своем выступлении в Верховной Раде и подчеркнула? Дериватив – это ценная бумага, выпущенная на уже функционирующие финансовые активы, это – "бумага на бумагу". Отсюда дериватив – финансовый инструмент, цены и условия которого базируются на соответствующих параметрах другого финансового инструмента, который будет являться базовым. Наиболее известные деривативы – это опционы, фьючерсы и свопы. Но вот незадача, в принятых законпроектах №3057, 3058 и 3059 – нет ни слова о том, а на какие же именно ценные бумаги правительство получает право выпускать деривативы в привязке к существующим долговым обязательствам. Мало того, КМУ придумал собственное определение деривативов и условия их оборота. Так, согласно принятым законам, государственный дериватив – это ценная бумага, которая размещается государством на международных фондовых рынках и подтверждает обязательство Украины в соответствии с условиями размещения этой ценной бумаги осуществить выплаты владельцу этой ценной бумаги в случае достижения определенных показателей валового внутреннего продукта Украины, а также осуществить другие выплаты. Эмиссия государственных деривативов является частью бюджетного процесса и не подлежит регулированию Национальной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку.
Ни слова о том, что этот инструмент имеет хоть какое-то отношение к долгам или ограничение по срокам обращения!
Проще всего описал ситуацию с предложениями КМУ по "реструктуризации долгов" директор Института экономического развития Украины Александр Гончаров: "то, что предложила в Верховной Раде Н.Яресько расшифровывается очень просто: размещение государственных деривативов – это значит взять налог с населения в будущем, а сегодняшняя инфляция – это налог с населения в настоящем. Кабмин не может обслуживать госдолг без девальвации гривны и инфляции. А по обязательствам нынешней власти будут отвечать наши дети и внуки".Но это еще не вся правда и не весь интерес правительства. В своем выводе относительно соответствия законопроекта №3058 нормам действующих законов и Конституции, Главное научно-экспортное управление парламента прямо указывает шкурные интересы Кабмина в нарушение норм Основного Закона. Вывод гласит: "Следует заметить, что положение абзаца третьего нового пункта 35 раздела VI "Заключительные и переходные положения" Бюджетного кодекса Украины, согласно которым "расходы на выплаты по государственным деривативами осуществляются Министерством финансов Украины в соответствии с условиями размещения государственных деривативов, а также нормативно-правовых актов, которыми утверждены условия размещения государственных деривативов, независимо от объема средств, определенных на эти цели в законе о Государственном бюджете Украины", противоречат части второй статьи 95 Конституции Украины, которой определено, что "исключительно законом о Государственном бюджете Украины определяются любые расходы государства на общественные потребности, размер и целевое направление этих расходов".
Проще говоря, стоимость обслуживания деривативов может быть какой угодно и решение об этом принимает Кабмин, полностью игнорируя ограничения, прописанные в законе о госбюджете. Но так как данная норма нарушает Конституцию, то для легитимации ей и потребовалось более чем 300 голосов нардепов, отданных за законопроект.
Но и это еще не все. Как справедливо замечает экономист Андрей Блинов, реализации в виде норм закона инициативы КМУ о возможности погашения гособлигаций не только денежными средствами или другими гособлигациями, но и в другой форме открывает возможность для отчуждения госимущества в счёт списания долгов. Эта норма содержится в предлагаемых правительством изменениях в ст. 10 Закона Украины "О ценных бумагах и фондовом рынке". Проще говоря, никакой приватизации не будет. Госпредприятия и пахотные земли тупо отдадут за долги по некой балансовой стоимости, так как рыночной у них нет и быть не может – рынка-то ведь нет.Вот такие изменения пропихнули через парламент Яресьско сотоварищи под видом пакета законов о "реструктуризации долгов". Они планомерно целенаправленно готовят почву для легализации процесса распродажи Украины и его необратимости, а также бесконтрольности использования Кабмином госсредств в интересах кредиторов. Это – единственный вид реформ, который действительно проводит правительство. И именно их, очевидно, имела в виду директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард, когда заявляла, что довольна ходом украинских реформ.