наверх
04.05.202419:02
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Черноморский флот: бельмо на глазу Киева

Ситуация вокруг российского флота в Крыму (79)

(обновлено: )14
Пятидневная война сорвала все маски и расставила точки над всеми буквами - кто теперь усомнится, что Черноморский флот России базируется во враждебно настроенном государстве?

Пятидневная война сорвала все маски и расставила точки над всеми буквами - кто теперь усомнится, что Черноморский флот России базируется во враждебно настроенном государстве? Эпоха братских объятий закончилась в 91-м году, период дружбы - в 2004-м, а остатки взаимопонимания угасли месяц назад, в августе 2008-го. Сейчас отношения Киева и Москвы плохи как никогда, а зона наивысшего напряжения - Черноморский флот и все, что с ним связано. Те, кто определяет внешнюю политику Украины,  еще не решились отказаться от  базовых соглашений 1997 года, но добросовестно сделали все возможное, чтобы усложнить жизнь российских моряков.

Бессильные усилия

Принуждение Грузии к миру - первая после Великой Отечественной войны военная операция, в которой корабли Черноморского флота уничтожили боевые единицы противника. Для Киева осознание того, что Черноморский флот нужен России не ради парадов, было болезненным -  и неудивительно, что нынешнее руководство Украины, вооружавшее армию Саакашвили (ау, панове командиры, сколько еще арсеналов нужно сжечь, чтобы замести следы?), отреагировало обещаниями не дать кораблям вернуться в Севастополь и президентскими указами номер 705 и 706 (которые, если отбросить словесную шелуху, наделяют украинский Генштаб и Министерство обороны правом запрещать подразделениям и кораблям ЧФ перемещаться по территории Украины и пересекать границу страны).

Как Ющенко собирается уговорить российскую сторону выполнять кабальные для флота указы - неизвестно. Похоже, президент и сам этого не знает - во всяком случае, министр обороны  Юрий Ехануров, подчиненный напрямую главе государства, уже назвал изменения в порядке передвижения сил ЧФ «техническими», и сообщил, что нововведение вступит в силу только после согласования с командованием Черноморского флота. Вообще, после того, как стало понятно,  что США и Евросоюз готовы поддерживать режим Саакашвили больше на словах, чем на деле,  руководители Украины подрастеряли боевой задор и сейчас их действия напоминают попытки сохранить лицо.

Забавно было наблюдать, как менялась позиция Украины по вопросу возвращения в Севастополь  кораблей, участвовавших в принуждении Грузии к миру. Всего за несколько дней радикальное «украинская сторона оставляет за собой право ... запретить возвращение на территорию Украины ... {российских военных} кораблей» (официальное заявление МИДа, 10 августа) сменилось мягким «флот вернется» (спикер Арсений Яценюк, 15 августа). В результате, возвращение прошло без проблем, если не считать инцидент с ракетным катером украинских ВМС, который то ли случайно, то ли намеренно ненадолго перегородил вход в Севастопольскую бухту - как раз в тот момент, когда в нее входил российский «Мираж».

Хуже не будет

Успешная операция у берегов Грузии доказала - все проблемы Черноморского флота, все недружественные процессы, о которых в последнее время так много говорилось, - это, в  сущности, мелочи. Судебные приставы, пытающиеся по решению украинских хозяйственных судов изъять у ЧФ гидрографические объекты, и немногочисленные пикеты активистов националистических организаций, возможно, слегка беспокоят личный состав, но отнюдь не снижают боеспособность флота и не мешают морякам выполнять свои задачи.

Указы Виктора Ющенко и заявления МИДа Украины вызывают ажиотаж в прессе, но не имеют реальных последствий и никак не отражаются на деятельности ЧФ. Рычагов, позволяющих добиться от России уступок, не оговоренных в базовых соглашениях по флоту, у Киева нет.

Поэтому дальнейший рост напряженности маловероятен. Украина едва ли решится на односторонний разрыв соглашений о базировании ЧФ, а остальные доступные средства Киев уже исчерпал. До 2017 года  Украина может избавиться от Черноморского флота только вместе с Севастополем.

"Помощь друга"

В своей непримиримой борьбе с Черноморским флотом Ющенко практически одинок - его не поддерживает ни наиболее популярная в стране Партия регионов, ни премьер министр Юлия Тимошенко, раскритиковавшая на днях «флотские» указы президента, ни даже член пропрезидентской партии «Наша Украина», спикер Верховной рады Арсений Яценюк, позиция которого более сдержана.

Видимо, действия официального Киева после 8 августа во многом объясняются тем, что президент Украины Виктор Ющенко - личный друг Михаила Саакашвили и крестный отец его второго сына Николоза. Не исключено, что, стремясь наказать Черноморский флот за участие в военных действиях, президент Украины руководствовался, в первую очередь, не национальными интересами, а личными мотивами.

Крепкая  дружба Ющенко и Саакашвили несомненна - очень уж многое объединяет двух президентов. Оба ставленника «цветных революций» служили в погранвойсках, состояли в комсомоле, женаты на иностранках и, наконец, они используют сходную риторику и пытаются делать на своих постах приблизительно одно и то же.

Ющенко не случайно в первые же дни конфликта приютил супругу и детей грузинского коллеги на своей крымской даче в южнобережном поселке Мухалатка, а позже поручил кабмину организовать отдых в Крыму еще для двухсот подростков из Грузии. Кто они - обычные школьники или отпрыски грузинского истеблишмента - неизвестно, но на встречу школьников в симферопольском аэропорту пустили далеко не всех журналистов.

Новое противостояние?

В Крыму многие не исключают, что пятидневная война была только первым раундом противостояния, и Тбилиси готовится взять реванш - при поддержке Киева и Вашингтона. Эта неправдоподобная, на первый взгляд, версия (впрочем, полгода назад столь же невероятным казалось, что российские и грузинские солдаты будут стрелять друг в друга) объясняет многое: и приход кораблей Вооруженных сил США, которые, по данным российской военной разведки, вместе с гуманитарной помощью привезли в Черное море крылатые ракеты «Томагавк», и активизацию украинских Вооруженных сил. (На вторую половину сентября в Крыму запланированы несколько военных учений, в том числе крупные маневры «Морской узел», в рамках которых на полуострове пройдут стрельбы из зенитно-ракетных комплексов «С-300», тренировки военной авиации и ВМС).

Если украинские и американские войска действительно сосредотачиваются в регионе, чтобы стать подкреплением для новых требований к России (например, некоего более приемлемого для Саакашвили варианта по Абхазии и Южной Осетии), последствия могут быть непредсказуемыми. Самый явный и легко прогнозируемый результат  - скачок сепаратистских настроений в Крыму. Этнические русские, составляющие большинство населения полуострова, привыкли жить в Украине эпохи Кучмы и даже притерпелись к Украине эпохи Ющенко, но вооруженный шантаж, направленный против России, они на своей земле не потерпят.

Бесправные сторонники

Парадоксально, но в условиях растущего напряжения вокруг Черноморского флота руководителей Украины меньше всего интересует позиция жителей Крыма и Севастополя - людей, которые, казалось бы, имеют право негромко, но отчетливо, высказать свое мнение по этому вопросу.

 Каким будет это мнение, уже известно. В мае-июне активисты Компартии и ряда других объединений собрали в двухмиллионном Крыму более двух миллионов (!) подписей за предоставление Черноморскому флоту права оставаться на территории Украины после 2017 года. Даже если вычесть подписи курортников, все равно пребывание ЧФ на полуострове поддерживают практически все взрослые жители автономной республики.

Это доказывают и едва ли не ежедневные массовые акции в поддержку ЧФ, которые проходили в Севастополе во второй половине августа, и сотни горожан, с почестями встретившие «Москву», «Мираж» и «Турбинист» после боевого похода.

Обладай Крым полноценной автономией (вместо нынешней - игрушечной, ограниченной внешними атрибутами), проблема Черноморского флота была бы гораздо менее острой. Сегодняшние сложности - это, во многом, результат российских ошибок пятнадцатилетней давности. В Симферополе до сих пор рассказывают, как первый и последний президент автономной республики Юрий Мешков ездил в Москву за поддержкой автономного статуса Крыма (дело было в 1994 году, как раз после того, как Верховная рада Украины ликвидировала пост президента Крыма и отменила  первую Конституцию республики, а Леонид Кучма ввел на полуостров войска). Мешкову, говорят, ответили «помогать не будем». Нынешние конфликты вокруг Черноморского флота - следствие этого «не будем» и расплата за него.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

    Самое читаемое
      Темы дня