наверх
23.04.202411:47
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Пьяным быть не запретишь. Месячник безопасности движения малоэффективен

Украина: навстречу реформам или катастрофе? (229)

(обновлено: )58312
С 12 августа в Украине стартовал месячник безопасности дорожного движения. Его главная цель - сократить аварийность на дорогах и количество пьяных за рулем. В городах, на междугородних трассах и дорогах будут усилены посты полиции.

Дарья Егорова, РИА Новости Украина

В Национальной полиции вдруг опомнились. Оказалось, после ликвидации ГАИ резко выросла аварийность. Как ни крути, а инспектора ГАИ служили сдерживающим фактором. Одно их появление на дорогах заставляло водителей соблюдать ПДД и не садиться за руль в пьяном виде. На сегодня в Украине зафиксировано 85 тысяч ДТП. И это только официальная статистика, без тех случаев, где участники аварии договариваются сами, не вызывая полицию. За семь месяцев аварийность на дорогах выросла на 17% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Каждая пятая авария — с пострадавшими. Наиболее сложная аварийная обстановка в Винницкой, Волынской, Николаевской, Ровненской и Тернопольской областях. Там количество дорожно-транспортных происшествий увеличилось местами от 1,5 до 2 раз.

Остановят под видом угона

На прошлой неделе начальник Департамента превентивной деятельности Национальной полиции Украины Игорь Бабич на брифинге, посвященном месячнику безопасности дорожного движения, сделал заявление о том, что в течение месяца полиция будет массово проверять автолюбителей на предмет алкогольного опьянения и угона автомобилей.

"Во время месячника обязательно будет массовая проверка транспорта. Количество угонов в Украине колоссальное – больше 7 тысяч за год. Основанием для остановки будет сходство транспортного средства с угнанным, поскольку номерной знак может быть любым, а документы – поддельными. Совпадение марки будет достаточным основанием для инспектора для того, чтобы остановить автомобиль и проверить, не в угоне ли он, а заодно оценить и состояние водителя – не пьяный ли он", — отметил Бабич.

Водители имеют право требовать объяснений причины остановки. Если остановка вызвана розыском угнанных авто, патрульный должен иметь при себе список автомобилей, которые находятся в розыске, предоставить его водителю и указать совпадения.

Свои под раздачей

Буквально в первые дни месячника патрульные выявили 174 пьяных водителей за рулем, тем самым пополнили бюджет на более 1 774 800 гривен. А в воскресенье они уже отчитались о задержанных 247 водителях, среди которых попалась даже их коллега.

Читайте также: Дело ясное, что дело темное. Ульяна Супрун говорит "ok", но нужно потерпеть

Около 4 часов утра 14 августа патрульные остановили автомобиль, который начал движение, пытаясь съехать с тротуара на улице Героев Днепра в Киеве. Как только машина остановилась, полицейские заметили, что девушка, сидевшая за рулем, переместилась на пассажирское сиденье. Маневр стал понятен, когда выяснилось, что копы имеют дело со своей коллегой — сотрудницей патрульной полиции, которая к тому же была пьяна.

От освидетельствования на состояние опьянения и подписание административных материалов девушка отказалась, но показала свое водительское удостоверение. На основании ч.1 ст. 130 КУоАП, правоохранители составили протокол за управление в состоянии опьянения. Начато служебное расследование. Нарушительницу отстранили от службы. Остальное за судом. Но в патрульной полиции Киева уверяют, что данная сотрудница там больше работать не будет, она замарала чистый облик полицейского.

Еще двоих столичных патрульных подловили на взятке. Патрульные обещали уладить вопрос с пьяным водителем без составления протокола всего за 4 000 гривен. Тогда как за аналогичное правонарушение в качестве наказания предусматривается не только штраф в 10 200  гривен, но и лишение водительского удостоверения.

Как выяснили сотрудники отдела мониторинга и аналитического обеспечения Управления патрульной полиции Киева, двое патрульных изъяли у нетрезвого водителя его документы и требовали 4 000 гривен за их возвращение. За что обещали не составлять на него админматериалы.

11 августа вместе с ДВБ и прокуратурой оба подозреваемых были задержаны в порядке ст. 208 УПК Украины. Получение инспекторами неправомерного денежного вознаграждения было задокументировано.

Сейчас идет следствие по этому делу.

Толку не будет

В том, что месячник безопасности приведет к значительному уменьшению аварийности на дорогах, сомневается правозащитник и эксперт в области дорожного движения Владимир Караваев. И причин, по его мнению, несколько. 

"Вы же знаете, что есть три фактора которые влияют на безопасность движения: человек, автомобиль, дорога. Самый главный фактор – это человек, человеческий фактор. У нас это самое слабое звено. Потому что у нас не воспитываются традиции, что надо выполнять правила дорожного движения, такие, какие были раньше. Мы начали разрушать традиции времен СССР, а ничего нового взамен не создаем. А надо прививать их со школьной скамьи", — считает Владимир Караваев.

Кроме этого, сегодня создали Национальную полицию, но не наделили ее теми полномочиями, которые имели сотрудники ГАИ. Также есть значительные пробелы в опыте.

"Рекордное количество пьяных за рулем выявили новые полицейские – 247. До этого их было около сотни. Если сравнивать с ГАИ, то они только в Киеве за выходные дни порядка 500 человек останавливали за управление в нетрезвом виде, а сегодня 247 по всей Украине. Сегодня полиция не может использовать ни единого прибора для измерения скорости, у них их даже нет, они пылятся на складах в ГАИ, потому что законодательно не предусмотрели их использование. Сегодня борются с пьяницами. Когда-то в ГАИ был 33-й приказ, в котором было расписано, какими средствами могут пользоваться сотрудники инспекции. Сегодня этого нет, и непонятно чем они руководствуются сегодня, применяя "Драгер". Нет приказа по его применению. И если сегодня будет составлен админпротокол на человека, севшего пьяным за руль, и там будет ссылка, что это установили с помощью прибора "Драгер", то в суде возникнет вопрос о законности его применения. И суд будет вынужден признать, что прибор был применен незаконно. Это большая проблема. Полномочия полиции не проработаны. Они не могут потребовать даже выйти из машины – это незаконно", — утверждает эксперт Владимир Караваев.

По его мнению, надо дорабатывать законы, потому что реформирование сделали, а законы нет. Во всех цивилизованных странах сначала разрабатывают нормативную базу, а потому уже проводят реформы, а не наоборот.

Читайте также — Крым, Юго-Восток, Донбасс: стабильно напряженная ситуация

Кроме этого, глава Нацполиции Хатия Декаонидзе сказала, что если не будет снижена аварийность на дорогах в областях, главы региональных полиций лишатся работы. Как считает Владимир Караваев, выводы надо делать не в отношении подчиненных, а в отношении тех, кто это реформирование провел, не продумав множество вопросов. В данном случае глава Нацполиции загоняет полицейских в угол, ведь действовать они должны в рамках полномочий, которыми их не наделили.

Самое читаемое
    Темы дня