наверх
01.06.202016:31
Курсы валют НБУ
  • USD26.87- 0.04
  • EUR29.93+ 0.30

Почему украинцы перестали покупать бензин?

Экономический кризис (833)

(обновлено: )197420
Украина сократила импорт нефтепродуктов на 42%. Эксперты уверены, что на это повлиял экономический кризис, из-за которого потребление бензина сократилось на 30%, а дизельного топлива — на 15%.

За 9 месяцев в страну ввезли топлива почти на 3 миллиарда долларов. Однако при этом импорт нефтепродуктов уменьшился сразу на 42%. Об этом свидетельствуют данные Государственной фискальной службы.

Ведомство также изъяло более 2 тысяч тонн контрабандного дизельного топлива ориентировочной стоимостью 36 млн грн. Об этом сообщил заместитель председателя ГФС Сергей Билан.

По какой причине сократилось потребление топлива, в эфире радиостанции Голос Столицы сообщил директор консалтинговой группы "А-95" Сергей Куюн.

Каковы причины того, что Украина сократила импорт нефтепродуктов почти вполовину?

— На это повлиял финансовый кризис, поскольку у людей стало меньше денег, а топливо — товар импортный. Цены на него выросли, люди стали меньше покупать, поэтому и потребность в топливе сократилась. Основное падение потребления пришлось на бензин, это порядка минус 30% по отношению к прошлому году. По дизельному топливу порядка 15% падение потребления.

Стоит ли ждать роста цен на топливо?

— Цены будут зависеть только от двух факторов. Это фактор мировых цен на нефть и фактор курсовых колебаний гривны. Нынешнее подорожание — это отголоски событий на оптовом рынке, а на оптовом рынке действительно произошло существенное повышение, связанное, во-первых, с ростом мировых котировок цен на нефть, а также с прекращением поставок из России. Пришлось переориентироваться на другие источники поставок. Что касается газа, то он живет по своим законам, и цены на газ ниже бензина почти в три раза.

Читайте также: Тарифы ЖКХ. Приказано выжить, но смогут не все

Могут ли цены на топливо снизиться?

— Антимонопольный комитет пока что руководствуется старыми методиками, ошибочно определяет факторы, которые влияют на цену, неправильно анализирует события на рынке. В АМКУ отказываются признать один очевидный факт — что такого конкурентного рынка, как в Украине, нет больше нигде. У нас только крупных сетей больше 10. Ненормально то, что на рынке происходит, откуда берется топливо. Порядка 25% топлива "левое", безналоговое, и нельзя от рынка, который функционирует неправильно и снабжается неправильно, требовать правильного ценообразования.

Как это влияет на рынок легального топлива?

— Что касается легального рынка, то расцвета особого мы не видим, производство выросло очень незначительно, не вышло на показатели прошлого года. Сегодня контрафактный бензин переместился внутрь страны, тогда как еще два года назад основным источником наполнения теневого рынка была именно контрабанда. Вся проблема переместилась на внутренние нефтебазы, где топливо продолжают незаконно изготавливать без уплаты налогов. Государство теряет огромные суммы налогов, они в этом году, по нашим оценкам, достигнут порядка семи миллиардов гривен. А потребитель не получает за свои деньги качественное топливо.

Ранее заместитель директора Научно-технического центра "Психея" Геннадий Рябцев заявил, что чиновники не демонстрируют значительных результатов по выявлению больших объемов товаров, за которые не уплачиваются налоги и сборы. Так происходит в связи с тем, что им не выгодно разрушать теневые схемы, отметил Рябцев.

"Вероятно, все эти операции, поддерживаются на том уровне, на который вряд ли удастся забраться и бывшему руководителю энергетической таможни, и нынешнему руководству фискальной службы. Есть целые схемы, разрушать которые невыгодно. Если вам в карман капает каждый день по нескольку десятков или сотен тысяч гривен, естественно, никто не заинтересован уничтожать такие схемы", — сообщил Рябцев.

Самое читаемое
    Темы дня