наверх
02.05.202401:04
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Юрист: обмен пленных "всех на всех" поставит точку в войне на Донбассе

Донбасс - Минск: отвод вооружений (1413)

(обновлено: )74111
Принятие закона об амнистии является необходимой частью выполнения подписанных договоренностей в Минске. Юрист Анна Маляр в эфире радиостанции Голос Столицы рассказала, действительно ли данный закон поможет разрешить ситуацию на Донбассе.
ДНР передала Киеву пленных силовиков

Минские договоренности не будут выполнены до тех пор, пока парламентарии не внесут необходимые изменения в законодательство. Среди необходимых изменений особняком стоит принятие закона об амнистии.

Читайте также: Донбасс-Минск-Киев: между миром и войной

Эксперты говорят о том, что такой закон станет техническим решением в вопросе обмена пленных, потому что камнем преткновения в этом процессе сейчас является законодательство Украины, которое позволяет посадить человека по подозрению, но не позволяет просто так выйти на свободу.

Действительно ли для мирного завершения конфликта на востоке страны необходимо принять данный закон, в эфире радиостанции Голос Столицы рассказала юрист Анна Маляр.

Не может ли так случиться, что "под шумок" нового закона выпустят на свободу опасных преступников?

— Подписанные в Минске соглашения в принципе противоречат Конституции Украины, да и вообще украинскому законодательству. В Украине действительно нет законодательной базы под обмен пленными, потому что у нас не было на современном этапе формирования законодательства войны и потребности обмениваться пленными. А амнистия в Украине может применяться только к людям, в отношении которых уже есть обвинительный приговор суда.

Амнистию применяют после того, как соответствующий закон принимает ВР, а потом еще нужно решение суда по каждому отдельному человеку. Когда мы говорим о пленных, то речь идет о людях, в отношении которых вообще не открыты уголовные производства. В соответствии с законодательством Украины, ни о какой амнистии речи быть не может, потому что нет обвинительных приговоров.

Это первый тезис. Второй тезис — законодательство Украины о применении амнистии четко определяет преступления, за которые вообще не может применяться амнистия, даже если был обвинительный приговор суда. К примеру, это люди, которые, имеют судимости за совершение умышленных тяжких или особо тяжких преступлений, это люди, которые совершали преступления против основ национальной безопасности, это теракты, это бандитизм, это умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах, то есть не может быть в данном случае освобождения абсолютно всех, потому что мы тогда нарушим полностью все принципы уголовного законодательства в Украине.

Почему президент говорил о том, что амнистия может применяться только тогда, когда задержанный никого не убил?

— Речь идет не только об убийстве, говорится о терактах, бандитизм, преступления против основ национальной безопасности. Но у нас действительно под выполнение минских соглашений есть закон об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской области, государство гарантирует недопущение уголовного преследования, привлечения к уголовной ответственности и наказания участников событий на территории Донецкой и Луганской области.

Во-первых, непонятно, о каких событиях идет речь, о каком временном отрезке, соответственно этот закон применять еще нельзя, потому что здесь не выяснены конкретные понятия, и речь идет не о юридической плоскости решения вопроса, а о политической. Если же мы начнем разбираться в том, что совершили те люди, начнем применять украинское законодательство, мы не сможем обменять всех на всех.

Как поменять законодательство, чтобы решить эту проблему?

— В юридической плоскости я не вижу решения этой проблемы. Украина — не первая страна, которая сталкивается с военными действиями, с пленными, и такие прецеденты есть, когда стороны действительно закрывали глаза на совершение преступлений с одной и другой стороны, обменивали всех на всех, даже тех людей, которые совершали все абсолютно преступления, кроме убийства.

Для такого механизма действительно нужно принимать новые законы. В Украине таких законов нет, потому что у нас значительно более широкий перечень преступлений, который не позволяет применять амнистию.

Принципиально важно, чтобы этот закон был под конкретный случай. Он не должен действовать после окончания конфликта, в нем четко должны быть указаны временные рамки, этот закон не должен распространяться на людей, которые будут совершать преступления после этого обмена. То есть обмен должен быть последней точкой в этом конфликте, а сам конфликт должен быть остановлен после этого.

Боевые действия на востоке Украины начались в середине апреля 2014 года. С начала конфликта по 15 августа текущего года погибли 7962 человека, включая украинских военных, гражданских и "членов вооруженных групп", сообщил глава подразделения управления верховного комиссара ООН правам человека, отвечающий за регионы Америки, Европы и Центральной Азии Джанни Магадзени. В то же время президент Петр Порошенко в июле в интервью одному из западных изданий сообщил, что количество погибших гражданских и военнослужащих на востоке Украины приближается к 9 тысячам человек.

Смотрите инфографику: Жертвы войны на Донбассе

Вопрос урегулирования ситуации обсуждается, в частности, в ходе встреч контактной группы в Минске. Одним из основных вопросов остается согласование документа об отводе вооружений калибром менее 100 миллиметров в Донбассе. Его не удалось согласовать и на последней встрече, 8 сентября.

Самое читаемое
    Темы дня