Новаторские находки власти добрались и до оборонной промышленности. Петр Порошенко заявил, что "Укроборонпрому" пора всерьез заняться наращиванием своего экспортного потенциала.
Смотрите также: Третья линия обороны на выезде из Харькова
Планы у президента едва ли не "наполеоновские" — перед государственным концерном стоит цель войти в пятерку мировых экспортеров нового вооружения. Об этом он заявил в ходе посещения 169-го учебного центра Сухопутных войск Вооруженных сил Украины "Десна".
Об этом заявлении в эфире радиостанции Голос Столицы рассказал заместитель директора Центра исследования армии Антон Михненко.Как вы оцениваете заявление Петра Порошенко?
— Возникает вопрос — а есть ли у нас возможность проводить экспортные поставки? Мы можем привести пример того же самого Израиля, окруженного вражескими государствами, и ему точно так же приходится развивать свой оборонно-промышленный комплекс. И Израиль сейчас входит в топ-десятку экспортеров вооружения. При этом сами вооруженные силы Израиля оснащены по последнему писку моды. Посыл нашего президента можно расценивать следующим образом: на "оборонку" выделяются деньги, но их в достаточном объеме не хватает, поэтому "Укроборонпром" должен искать экспортные контракты для того, чтобы иметь возможность инвестировать в развитие своей промышленности.
Это действительно необходимо?
— Наш оборонная промышленность всегда в большей степени существовала за счет экспортных поставок. То есть предприятие, которое выпускает продукцию, экспортирует ее за рубеж. При этом изделие стоит дороже, чем при продаже на внутреннем рынке, и та разница, которая остается предприятию, позволяет снижать стоимость для украинских потребителей и вооружать таким образом украинскую армию. Это первый момент. Второй момент — хватает ли у нас человеческих ресурсов и вообще места, где производить. Сейчас предприятия оборонно-промышленного комплекса работают в две-три смены, что продиктовано потребностью армии.
Способны ли мы войти в пятерку, если в нее не входит даже развитый в этом плане Израиль?
— Дело в том, что экспортный потенциал Израиля отличается по своей специфике, потому что он экспортирует технологии, радиолокационные станции, беспилотную авиацию. Это "фишка" Израиля. И основной потребитель Израиля — это страны Азии и тихоокеанского региона, в том числе США и Канада, которые достаточно хорошо платят за ту или иную продукцию.А что тогда можем экспортировать мы?
— У нас последние 20 лет экспортировалась военная техника старого советского образца, которую модернизировали, обновляли, в том числе поставляли услуги по ремонту, а также комплектующие. Это позволяло нам быть в десятке. Но ведь поставлялись и современные образцы — это и высокоточное вооружение, которое производится в Украине на КП "Луч", это радиолокационные станции, которые у нас производится в Запорожье. То есть мы все-таки способны себя показать.