Анна Лаба, РИА Новости Украина
Иностранные ученые и эксперты по вопросам Украины президента Петра Порошенко не подписывать законы из "декоммунизационного пакета". Открытое письмо подписали более 40 ученых из известных вузов США, Канады, Великобритании, Германии, а также ученые из Украины. У них "вызывают тревогу потенциальные последствия" законов о правовом статусе и памяти борцов за независимость Украины в ХХ веке. По их мнению, эти законы могут серьезно повлиять на репутацию Украины.
О своевременности принятия законов по декоммунизации на вопросы РИА Новости Украина ответил глава Института национальной памяти Владимир Вятрович.
Владимир Михайлович, Верховная Рада проголосовала за законопроекты в начале марта. Вы, представляя законы в парламенте назвали их пакетом "неотложной декомунизации". Ни один из законов еще не вступил в силу, но уже последовала негативная реакция Европы, в частности на признание организаций ОУН и УПА борцами за независимость. Возможно, сейчас не стоит накалять отношения с Польшей, которая является главным лоббистом Украины в Европейском Союзе?
— Во-первых, хотел бы вас поправить. Это закон не о признании ОУН-УПА, а "О правовом статусе и чествовании памяти борцов за независимость Украины в ХХ веке". Соответственно там есть далеко не исчерпывающий, но большой перечень различных организаций, и военных, и военно-политических, которые ненасильственными методами боролись за независимость Украины. В том числе в этом перечне есть "Организация украинских националистов" и "Украинская повстанческая армия", которые действительно были одними из тех, кто приобщился к возрождению независимости Украины в 1991 году.
Я полагаю, что это абсолютно европейская традиция, когда европейская страна признает борцов за независимость, благодаря которым она появилась. Есть негативная реакция скорее правых кругов со стороны Польши и левых кругов некоторых других европейский стран. Но я убежден, что точно так же, как и в большинстве посткоммунистических стран Восточной Европы, где участники антикоммунистического движения сопротивления, например Армия Крайова, признаны на государственном уровне (что не мешает диалогу между украинцами и поляками), признание "Украинской повстанческой армии" и других организаций украинского освободительного движения не будет мешать диалогу между нашими странами.
Президент Польши Бронислав Комаровский считает контрпродуктивными с точки зрения диалога с Украиной положения закона, которые делают невозможным дискуссию об ОУН и УПА. Речь идет о положениях, которые вводят наказание за дискуссию об этих организациях. Как по Вашему, это действительно усложнит и без того сложную часть польско-украинского диалога?
— Позицию президента Польши, к сожалению, в некоторой степени перекрутили российские медиа, а за ними подхватили и украинские. Они выхватили только часть его фразы, что это может усложнить диалог. Но в его интервью был и другой серьезный мессидж, который, к сожалению, пропустили украинские СМИ. Мессидж о том, что это в конце концов решает политический вопрос признания УПА и, возможно, вокруг этого вопроса будет меньше политических спекуляций. Я с этим согласен и убежден, что с принятием закона наконец эта тема горячих экономических и исторических дискуссий перестанет быть настолько заполитизированной, как это было в Украине за все годы независимости.
Чешские власти ждут объяснений от украинского министра иностранных дел Павла Климкина, по закону о героизации ОУН-УПА перед ратификацией соглашения об ассоциации Украины и Евросоюза.
— Я абсолютно убежден, что чехи нас поймут. Все декоммунизационные законы, в том числе и касающиеся признания борцов за независимость, аналогичны тем законам, которые были приняты в Чехии еще в конце 90-х годов. И часть законов, которые были приняты в украинском парламенте, например о доступе к архивам, заимствованы из чешского опыта.
Читайте также: Героизация ОУН-УПА: Порошенко должен решить, кому нравиться — ЕС или Украине
Как принятый Верховной Радой Украины пакет "декоммунизационных законов" повлияет на отношения Украины с ее европейскими партерами, РИА Новости Украина поинтересовалась у доктора исторических наук, профессора Европейского Университета в Санкт-Петербурге Алексея Миллера.
Украинский парламент 9 марта принял так называемый пакет "декоммунизационных законов". Что вы думаете об этой инициативе?
— Я отношусь к ним плохо, как и к любым законам, регулирующим высказывания о прошлом, будь то законы, принятые Радой, или "закон Яровой" (закон об уголовной ответственности за реабилитацию нацизма – Ред.), принятый Госдумой. Вместе с тем отмечу, что в одном из этих законов есть важный пункт об открытии архива КГБ. Его я бы хотел видеть честно реализованным и на Украине, и в России.
Украине нужен свой особый взгляд на Великую Отечественную войну?
— У Украины, как и у любой страны, нет, и не может быть единого взгляда на войну. Разные взгляды на войну есть у различных политических сил. У украинских коммунистов, например, взгляд на войну никак не отличается от советской версии, которая и у нас сейчас в России рассматривается как безоговорочная. У тех, кто ассоциирует себя с УПА, взгляд на войну неизбежно иной. Законы потому и приняты, что хотят навязать взгляды одной части общества другим его сегментам, смотрящим на вещи иначе.
Читайте также: ОУН-УПА и отношение к ним в Украине и Европе. Справка
Будут ли способствовать эти законы консолидации в обществе? Как эти законы, в частности о героизации ОУН-УПА, повлияют на добрососедские отношения с европейскими странами?
— Эти законы не могут способствовать консолидации общества. Трактовка командиров и солдат УПА как героев борьбы за независимость, то есть как людей безусловно положительных, неприемлема из-за участия этих людей в Холокосте и Волынской резне. Вместе с тем на отношения с соседями всерьез эти законы не повлияют, потому что отношения Украины с соседями определяются современными политическими интересами, и современным кризисом, ставки в котором высоки как для Украины, так и для ее соседей.
Вслед за этими законами последуют изменения в вузовской и школьной учебных программах.
— Украинцы будут учить в школе весьма тенденциозную версию своей истории. Особенно огорчительно то, что вполне тенденциозные версии истории преподаются и в школах соседних с Украиной государств.