наверх
02.05.202405:49
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Между ЕС и Таможенным союзом – новый Майдан безработных

(обновлено: )1590210
Непростой выбор – быть или не быть – скоро встанет перед предприятиями машиностроения Украины.

Марат Пригожин

Непростой выбор – быть или не быть – скоро встанет перед предприятиями машиностроения Украины. Вступление в силу режима зоны свободной торговли Украины с Евросоюзом неминуемо приведет к заградительным мерам на рынке стран СНГ, и в первую очередь, Таможенного союза. А продукция машиностроительных предприятий, в отличие от легкой промышленности, пищевой переработки, химпрома и т.д., ориентирована исключительно на Россию.

По данным Минэкономразвития, за пять месяцев 2014 года экспорт машиностроения сократился больше чем на миллиард долларов. По сравнению с 4,26 млрд долл. за аналогичный период 2013 года, в это году доходы от поставок за рубеж не превысили 3,5 млрд долл. Из них на 515 млн долларов уменьшился экспорт в Россию.

Если вступят в силу заградительные пошлины, цены на украинскую индустриальную продукцию выровняются по сравнению с другими экспортерами.

Украинская продукция потеряет свой последний козырь – ценовой, а предложить бывшим партнерам из РФ другое привлекательное предложение вряд ли получится.

Заместить потерю заказчиков из соседней страны можно только теоретически. На практике хозяйственные связи нарабатываются годами, и диверсификация поставок требует затрат на освоение новых рынков, которые традиционно выделяются из доходов. Судя по мнению правительства, диверсификацию поставок на предприятия никто не заказывал. Вскоре им предстоит узнать, кому в ЗСТ с ЕС места нет.

По мнению Правительственного уполномоченного по европейской интеграции Валерия Пятницкого, украинское машиностроение не сможет быть потреблено на европейском рынке. Для национальных предприятий авиастроения, ракетно-космической отрасли, судостроения, приборостроения, тяжелого машиностроения не места в Европе, там свои производители.

Украинскую продукцию в ряде случаев тяжело продать вне России, т.к. это комплектующие изделия, которые устанавливаются на российскую продукцию в конечной сборке. Повторимся, до недавнего времени смежники из РФ не искали замены украинским предприятиям. Теперь – это вопрос не только экономический, но и ответ на недружественную политику украинских властей.

Без России нельзя не только построить, но и в большинстве случае продать самолеты украинской сборки не потому что нельзя, а потому что давно договорились о совместном маркетинге с "Ильюшин Финанс Ко" или ОАК.

Крюковский вагоностроительный завод ориентировался в работе на российский рынок, поэтому планы на отрыв украинских производств от российского рынка для завод выразился в сокращении объемов экспорта на 80-85% за пять месяцев нынешнего года. Оказывается, в России создано импортозамещающее производство, и более в украинских вагонах там не нуждаются.

Минэкономики отмечает, что "Укрзализныця" тоже нуждается в крюковских вагонах, а украинские производители должны использовать резервы внутреннего рынка, но не уточняет, где брать деньги в период резкого сокращения платежеспособного спроса.

Если не будет заказов внутри страны или на третьих рынках, предприятия рано или поздно придется закрывать, а работников отпускать на улицу. По данным Минэкономразвития и торговли, доля работников промышленности составляет 15,1% государственного сектора экономики, а сама индустрия госсектора – это 12% экономики страны.

И вот в скором времени большая часть людей, занятых в промышленности останутся без работы, а промпредприятия – без заказов. Государство не предлагает никаких вариантов профессионального обучения и трудоустройства нынешних потенциальных безработных. Скорее всего, в авральном порядке появятся некие  программы трудоустройства, а может никто себя и отягощать не будет. Ведь в скором будущем свое веское слово в росте безработицы скажет сокращение 30 – 50% госслужащих. И всю эту армию глупо трудоустраивать – ведь новых рабочих мест нет.

В общем, бывшим работникам промышленности придется решать – они "за белых или за красных"? Часть квалифицированных инженеров, токарей, слесарей сможет трудоустроиться. Может, придется сменить профессию и перейти в разряд неквалифицированных работников. Правда, такой удел достанется не всем, т.к. в деиндустриализованной стране техническая продукция завозится из-за рубежа.

Следующим вариантом можно считать отделение протестного пролетарского ядра от общей массы безработных, которые свой протест против антисоциальной политики государства будут выражать доступными им методами.

Когда от президента "Мотор Сич" Вячеслава Богуслаева потребовали прекратить сотрудничество с Россией, он объяснил депутатам, что несколько тысяч запорожских работников, оказавшись на улице, устроят в Киеве такой "майдан", что с предыдущим не сравнится. Примечательно, что никто больше публично не требовал от главы двигателестроительного предприятия самоубийственно патриотических решений.

Работники, которые оказались за бортом только потому, что их предприятия не имеют рынка в ЕС, а потому не нужны государству, с очень высокой долей вероятности пойдут протестовать. Кто-то может присоединиться к АТО, причем не обязательно на стороне Киева. Скорее наоборот. И тогда будут посрамлена уверенность штаба АТО, что у ополченцев нет ресурсов для мобилизации. Как и в ситуации с регионами, действия (или бездействие) властей спровоцирует население на поддержку "сепаратизма". В целом же, протесты можно выражать по-разному: с увеличением безработицы почему-то повышается рост преступности. Или растет вероятность социального взрыва, когда начинает работать лозунг "мир хижинам, война дворцам" или иной из известных революционных слоганов.

Помимо поиска новой работы или выражения социального протеста бывшие работники украинского машиностроения могут содействовать развитию этой отрасли в России, Беларуссии, Казахстане. Эти страны ТС, в первую очередь, Россия, давно стали прибежищем для украинской технической интеллигенции и подготовленных работников. В ходе развала целых производств интерес к квалифицированной рабочей силе со стороны этих стран может только нарастать. То есть, можно ожидать трудовую миграцию с перспективой дальнейшего переселения части трудоспособного населения страны. Например, Владимир Путин, говоря о политике импортозамещения в сфере ВПК, отметил, что Россия уже принимает к себе работников оборонных предприятий из Украины. Это было в марте, и, вероятно, процесс  трудовой миграции только начинается.

Непродуманная политика Украины в отношение ассоциативного присоединения к ЕС, без гарантий и надежных компенсаторов потерь, приведет к потере отраслей. Об этом много говорилось в прошлом году на этапе обсуждения результатов такого решения. Экономические эксперты неоднократно предупреждали, что результатом создания ЗСТ с ЕС будет потеря промышленного сегмента производства вкупе с резким обнищанием и дальнейшей люмпенизацией населения. Власть это приняла к сведению, но процесс убийства собственной промышленности и не думала прекращать.

    Самое читаемое
      Темы дня