наверх
03.05.202401:37
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Власть Майдана и деиндустриализация всей страны

(обновлено: )1017120
Иосиф Сталин принял Россию с сохой, а оставил с атомной бомбой. Петр Порошенко принял Украину космической и авиастроительной, индустриализованной и добывающей страной. А с чем он ее оставит?

Марат Пригожин

Иосиф Сталин принял Россию с сохой, а оставил с атомной бомбой. Петр Порошенко принял Украину космической и авиастроительной, индустриализованной и добывающей страной. А с чем он ее оставит?

Промышленные узлы Харькова, Днепропетровска, Запорожья, Донецка, Луганска создавал Советский Союз в период индустриализации, которая привела к возведению крупных и современных на тот момент промышленных объектов в слабо обжитых или аграрных районах Украины. Шахты Донбасса вкупе с металлургией, силовая и машиностроительная индустрия всех направлений врастали в пейзаж Поднепровья, начиная с 30-х годов. После войны их дополнили днепропетровский "узел" ракетостроения, запорожский "куст" двигателестроения, харьковские предприятия по разработке и производству танков и другой бронетехники. К производителям конечной техники добавлялись предприятия-смежники по производству комплектующих, узкоспециализированные и расположенные недалеко от места сборки техники. Все это возводилось усилиями огромной страны и не одно десятилетие. 

С распадом Союза значительная часть украинского машиностроения уцелела благодаря ориентации на российский рынок. В конце 90-х он начал расширяться и позволял нашим производителям довольно сносно существовать. В Россию направляются не только авиационные двигатели и самолетокомплекты. Также туда до недавнего времени поставлялась продукция вагоностроения, тяжелого машиностроения, металлургии и других отраслей промышленности, которые могли предложить там цены, конкурентные российским аналогам. Доля экспорта в Россию составляла до недавнего времени порядка 30%, и это в основном был экспорт высокотехнологичный, а не сырьевой.

Правда, украинские власти еще при Януковиче втянулись в политическую игру с евроинтеграцией, которая ставила под угрозу льготный режим доступа украинских товаров на рынок как РФ, так и остальных стран СНГ. Теперь, всячески называя одного из основных торговых партнеров "агрессором", исполнительная власть добилась репрессивной торговой политики по отношению к товарам украинского производства. Наивно или сознательно преувеличивая степень критической зависимости России от целого ряда продукции украинского производства, руководство страны добилось политики полного вытеснения с рынка России наших предприятий. Так что традиционные поставки украинских товаров в соседнее государство сокращаются не по дням, а по часам.

По данным главы Комитета экономистов Украины Андрея Новака, за первое полугодие поставки вагоностроения из Украины в РФ сократились на 70%, объемы металлургии – в целом на треть, что на 300 млн долларов ниже данных сравнительного периода.

За полгода Украина имеет отрицательное торговое сальдо с Россией, которое снизилось на 3 миллиарда долларов, из которых 2 миллиарда потеряны за период "военного конфликта" с РФ. И хотя две трети российского импорта составляют энергоносители, за шесть месяцев с начала года он сократился всего на 15%, говорит Новак.

Перспективы закрытия производств, ориентированных на экспорт в Россию, уже признается на экспертном уровне. Потерю традиционного рынка для машиностроения предлагается компенсировать походом в Европу. Например, Новак считает, что предприятия машиностроения или пройдут модернизацию, привлекут партнеров из ЕС, или будут вынуждены закрываться. Жаль, что он не уточнил, кто в Евросоюзе заинтересован в украинских вагонах, турбинах, силовых машинах, металлопрокате. Там хватает и своих производителей, которые требуют поддержки в виде закупок, а конкуренция между ЕС и США в этих сегментах всегда была острой. Ждут ли украинское машиностроение там, где самим не хватает? Вопрос риторический.

Можно попробовать еще раз пойти в Россию, но под маркой другой страны, советует глава Комитета экономистов Украины. То есть прикинуться не украинским, а белорусским или, например, аргентинским производителем. 

Сейчас украинская сторона только подошла к осознанию проблемы, о которой предупреждала Россия еще в пору попыток Януковича припасть к дружной европейской семье. В случае установления зоны свободной торговли между Украиной и ЕС не будет никаких режимов свободной торговли в рамках СНГ. Импорт из Украины – неважно, где был произведен товар – будет облагаться пошлинами, как для ЕС. 

На "бумаге" все просто: вот Евросоюз, вот толпы жаждущих вложиться в украинскую экономику инвесторов, а кто против или спорит – тот "агент Кремля". А если на практике не будет ни инвесторов, ни проектов, а только безработица и гибель предприятий?

Что теряет Украина от прекращения работы с Россией? Практически всю авиастроительную отрасль вкупе со статусом космической державы. По крайней мере, в нашу сторону – ни "Антонов", ни "Южмаш" не получат от России каких-либо крупных заказов, способных поддержать компании на плаву. С указанием причины или без этого прекратятся поставки из РФ. Украина вольна "симметрично" отказать в кооперации, но, скорее всего, деньги будут важнее майданного способа "самоубийства" собственными руками. 

Предприятия, которые просто поставляют продукцию на рынок РФ, этого делать в скором времени не будут. Вместо них нишу с удовольствием займут "наши партнеры из ЕС" — благо на волне импортозамещения украинских поставок можно будет протащить и не такие вещи. И пока градообразующие предприятия будут массово закрываться, европейские компании с радостью возьмут на себя такую тяжкую ношу, как торговлю с Россией в период санкций. 

Что будут делать КБ "Южное", "Южмаш", "Антонов", "Турбоатом", "Мотор Сич", "Запорожтрансформатор", НПО им. Фрунзе и многие другие?

Список можно продолжать до последнего предприятия машиностроения. Особое место в нем стоит отвести предприятиям оборонно-промышленного комплекса. В основном, они ориентированы на Россию, и будущего без кооперации у них, в целом, нет.

Кому нужна "деиндустриализация"? Если России, то все рычаги были в распоряжении наших соседей последние 23 года, но ими, почему-то, не пользовались. А Европе, где своих производителей много, а продукция стоит дорого и продается сложно? Украина, конечно, не бог весть какой рынок, но на дворе кризис, и перебирать рынками европейским производителям не приходится. ЕС – не Украина, здесь потребителями своих товаров и рынками не швыряются со щедростью сумасбродного калифа. Наоборот – копеечка к копеечке (или евроценту), и вот уже "золотому миллиарду" не так страшно смотреть в будущее экономического кризиса.

Самое читаемое
    Темы дня