наверх
06.05.202412:47
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Референдум как бегство от гражданской войны

Референдум на востоке Украины (379)

(обновлено: )52
Вне зависимости от того, получит референдум, проведенный 11 мая признание или нет, отныне Киев будет иметь дело не с группой "сепаратистов", а с волей миллионов украинцев. И с этим фактом придется считаться, пишет Селезнев.

Денис Селезнев, РИА Новости Украина

Вне зависимости от того, получит референдум, проведенный 11 мая признание или нет, отныне Киев будет иметь дело не с группой "сепаратистов", а с волей миллионов украинцев. И с этим фактом придется считаться.

Накануне

Идея, которая еще неделю назад казалась авантюрой, 11 мая стала реальностью. Вполне возможно, что активность, проявленная жителями "мятежных" областей, превзошла самые смелые ожидания организаторов референдума. Мировые СМИ облетели фотографии с огромными очередями на избирательных участках. Во многих регионах Донбасса порог явки в 50% был превышен уже через четыре часа после начала голосования. Женщины вели мужей, внуки помогали добраться бабушкам, друзья тем, кто ленится идти. Так если на парламентских выборах 2012 года явка избирателей на Донбассе составила около 55%, то вчера в Луганской и Донецкой областях она достигла 81% и 75% соответственно. Фраза о том, что "голосование проходило в праздничной атмосфере", всего лишь стандартный оборот речи. Это был не праздник, а скорее выплеск всего того, что накопилось у жителей региона за последние месяцы. До сих пор, подавляющее большинство дончан и луганчан были лишь наблюдателями разворачивающихся в стране событий. Далеко не все могут взять в руки оружие, пойти на митинг или еще каким-то образом проявить свое отношение. Именно это вынужденное молчание региона, позволяло Киеву месяц за месяцем утверждать, что на Донбассе они имеют дело с кучкой террористов, от которых устали окружающие. Именно заботой о мирных гражданах, киевское правительство оправдывало антитеррористическую операцию и последовавшие за ней убийства. Миллионы не имея права голоса, оказались заложниками ситуации. И вот, это право им было предоставлено. И они сказали свое слово. И слово это не в пользу Киева. Вчерашнее голосование, это попытка защититься бюллетенем от войны. Надежда на то, что решившись по какому-то недоразумению на войну с тысячами, Киев и его вооруженные формирования, не решаться воевать с миллионами. Вчерашнее голосование, это еще и своеобразная месть за погибших в Одессе, Мариуполе, Славянске, Краматорске и других городах. Не случайно имена Одессы и Мариуполя, вчера звучали, пожалуй, на каждом участке, в самых отдаленных населенных пунктах региона. Донбасс показал, что он существует.

День голосования

Референдум на Донбассе готовился месяцами, и к нему вела логика событий последних месяцев. Главную роль в агитации "за референдум" сыграло правительство и особенно те вооруженные силы, которые были направлены на Юго-восток. Очень многие участники голосования в разговоре утверждали, что еще пару недель назад просто не пришли бы на референдум. Но после 2-го мая, никакого иного пути кроме как отгородится от "взбесившейся" власти в столице, у них не остается.

Украинцы привыкли к миллиардным затратам на проведение выборов. Как утверждают организаторы референдума, они потратили всего несколько десятков тысяч гривен на печать бюллетеней. Все остальное сделала доведенная за 20 лет до совершенства украинская система голосования. Привычные участки, преимущественно те же члены избиркомов, что и всегда. В Антраците, на одном из участков, председатель комиссии утверждала, что многие из тех, кто вчера находился среди членов комиссии, работали еще на референдуме 1991 года. Так своеобразно, повторилась теперь история обретения независимости Украиной, но уже на Донбассе.

Перспективы

Ситуация в регионе резко изменилась. Жители почувствовали свою солидарность, а лидеры восстания ощутили мощную поддержку народа. Многомиллионного народа. Призывы к мобилизации, которые неоднократно уже звучали в Донецке и Луганске, больше не призывы не ясно кого, не понятно к кому. Теперь это призыв лидеров к конкретно очерченной, существующей общности. Это уже не призывы защищать не понятно что, теперь это конкретный призыв защищать достигнутое 11 мая 2014 года волеизъявление. Появился конкретный предмет и конкретный адресат. И это, несомненно, придаст сопротивлению новых сил.

Есть и еще одно последствие. Накануне референдума было много слухов и страхов. Боялись терактов, боялись уголовного преследования. В сам день голосования, люди все еще подозрительно относились к фотографам, прессе, а в маленьких городках и к новым незнакомым людям. Референдум, который прошел в спокойной, конструктивной обстановке, не повлек за собой никаких катастрофических последствий. И это избавляет обычных граждан от многих страхов, придает им сил. Безусловно, до разрешения кризиса еще очень далеко, возможны, а может быть и неизбежны новые трагедии. Но теперь противники Донбасса имеют дело не с аморфным, теоретическим населением, а с конкретно обозначенным народом, который 11 мая поставил себе общую цель.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.

Самое читаемое
    Темы дня