наверх
19.12.201818:42
Курсы валют НБУ
  • USD27.85- 0.04
  • EUR31.68+ 0.06

Федерация: сепаратизм или цивилизованное государство?

Протесты и захват зданий на юго-востоке Украины (1409)

(обновлено: )26041
На современном этапе развития государства известны три типа его территориально-политической организации. Это унитарное государство, федерация и конфедерация.
Карта востока Украины

Наталья Жиртуева, доктор философских наук, заведующая кафедрой Севастопольского факультета морского транспорта КГАВТ

На современном этапе развития государства известны три типа его территориально-политической организации. Это унитарное государство, федерация и конфедерация.

Унитарное государство является одним из самых распространенных как в современном мире, так и в прежние периоды истории человечества. Большинство национальных государств сформировалось как унитарные. Таковыми были все абсолютистские монархии Европы 17-19 веков и все восточные деспотии. В унитарном государстве существуют лишь два уровня управления - общенациональный и местный. Оно характеризуется господством единой системы органов власти и правосудия, которые руководствуются едиными правовыми и конституционными нормами. Таким образом, есть сильная центральная и слабая местная власти.

Унитарность хороша в том случае, если государство небольшое по территории, а также имеет достаточно однородную культуру. Но в последние десятилетия в большинстве унитарных государств: Италии, Франции, Великобритании и др. - наметились все более четко проявляющиеся тенденции к децентрализации. Например, в Италии есть области с обычным статусом и области, сохраняющие особый статус на основе культурных, этнических или исторических особенностей (Сицилия, Сардиния, Валле Д'Аоста, Трентино-Альто Адидже). Все большей самостоятельности в решении местных проблем добиваются Шотландия, Уэльс и другие области Великобритании.

Таким образом, если мы сталкиваемся с глубокими различиями в культуре отдельных регионов, необходимость децентрализации становится просто необходимой с целью избегания возможных конфликтов на языковой, культурной, этнической основах.

Как показывает история человечества, люди подсознательно привязаны к своей культуре, которая усваивается ими еще "с молоком матери". Мы уже с рождения живем в мире символов. Мы слышим украинскую или русскую речь, слова песен, видим образы природы и искусства, символы государственности. Привыкая с детства к определенной культуре, человек воспринимает ее как гарантию своей безопасности. И поэтому люди могут очень болезненно реагировать на различные виды культурных притеснений, воспринимая их подсознательно как прямую угрозу самому своему существованию. Именно это мы можем наблюдать в современной Украине.

Мудрые политики должны учитывать психологические особенности человека, не создавая провокационные ситуации, не стравливая между собой отдельные нации и народности на религиозной или культурной основе. Играя на подсознательном уровне человечества, политики поднимают глубинные пласты страха и агрессии. Психологи хорошо знают, что потом такими людьми легко манипулировать, превращая их в податливую зомбированную массу.
Как можно защитить на политическом уровне наши психологические особенности?  Этим вопросом задался несколько веков назад Й.Альтузиус (1562-1638), который разработал так называемую федеральную теорию народного суверенитета. Наибольшую популярность идеи федерализма получили во второй половине XIX и в XX веках, когда интенсивно проходили процессы образования современных национальных государств. Прудон даже предсказывал, что "XX век откроет эру федераций". Как бы подтверждая правоту Прудона, известный французский социолог Р. Арон рассматривал федерализм как единственное пригодное для наших дней средство, способное вывести современное государство из тупика. Для многих федерация является не сепаратизмом, а современным цивилизованным способом организации государства.

Федерация представляет собой союзное государство, состоящее из множества (как в России и США) или нескольких (Канада) государственных образований, обладающих определенной степенью самостоятельности в тех или иных сферах общественной жизни.

В отличие от унитарного государства, в федерации существуют три уровня управления - федеральный, субъектов федерации и местный. Субъектами федерации могут быть республики, области, штаты, земли и др. Но как бы они не назывались, центральный федеральный уровень вынужден с ними считаться. Происходит распределение власти между всеми уровнями управления. Этот принцип называется субсидиарностью. В ведении верхних эшелонов власти остаются только те функции, которые они могут выполнять лучше, чем нижние эшелоны.

Проиллюстрируем на примере ФРГ, как этот принцип осуществляется. Согласно Основному закону этой страны, в исключительное ведение федерального центра входят следующие сферы: внешняя политика и оборона; координация деятельности по защите конституции и основ конституционного строя, внешнеполитических и внешнеэкономических интересов страны; гражданство; денежная система; таможня и охрана границ; почта и электросвязь; железные дороги и авиация; авторское и издательское право; координация взаимодействия земель в борьбе с уголовной преступностью и т.д.

Что касается прерогатив земель, то каталог так называемого конкурирующего законодательства, т.е. законов, которые могут принимать и земли, и федерация, включает около 25 сфер регулирования. В ведение земель входят: культурная, полицейская и коммунальная сферы, вопросы гражданского и уголовного права, судоустройства и судопроизводства, хозяйственного права, национализации, судоходства и др. Федерация и земли самостоятельно решают бюджетные проблемы, хотя при этом должны учитывать требования национальной экономической стратегии, долгосрочного финансового планирования и т.д.

Из принципа субсидиарности вытекает принцип автономности субъектов федерации. Субъекты федерации, а именно, земли в Австрии и Германии, штаты в США, провинции в Канаде имеют право принимать собственные конституции и законы, обладают значительной степенью самостоятельности в решении достаточно широкого круга проблем.
Федеративное устройство государства отражается также на структуре парламента, который состоит из двух равноправных палат – верхней и нижней (например, сената и палаты представителей Конгресса США). Существование двух палат позволяет сочетать представительство населения страны в целом с представительством от субъектов федерации. Две палаты различаются по функциям, властным прерогативам, а во многих случаях и по способу избрания их депутатов. Если нижние палаты, как правило, формируются посредством прямых выборов, то верхние палаты в разных странах комплектуются по-разному.

Пожалуй, самой сложной и запутанной из всех проблем, связанных с федерализмом, является проблема суверенитета.

Эти споры и дискуссии не затихают и в наши дни. И действительно, федерация предполагает государственность на двух уровнях, ведь речь идет о делимости суверенитета между федеральным уровнем и субъектами федерации.
Украина, как мультикультурное государство со сложной историей, могло бы избежать современного политического кризиса, если бы задумалось о федеративном устройстве еще в 2004 году, когда остро обнажились противоречия между культурой ее отдельных регионов. Не случайно до недавнего времени очень большую поддержку среди украинцев имела Партия регионов. В течение последних десяти лет эти противоречия только углублялись, возрастала степень агрессии внутри общества, и, к большому сожалению, инициировала их политическая элита Украины. Народ был вынужден наблюдать малокультурные способы общения своих политиков на всех уровнях власти, отчаиваясь и не веря, что парламентарии вообще способны уважать и слышать друг друга.

Таким образом, федерация – не опасный сепаратизм, но цивилизованный способ компромисса между общенациональными и региональными интересами. В нем создаются правовые, конституционные основы уважения граждан государства, защиты их культурных традиций. Федерация – это союз граждан, которые уважают психологию и менталитет друг друга.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.

Самое читаемое
    Темы дня