наверх
03.05.202414:09
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Системы репрессий в отношении оппозиции не существует - Кожара

(обновлено: )35
Министр иностранных дел Украины Леонид Кожара 28-29 марта впервые с момента назначения на пост главы МИД посетит с официальным визитом Россию.

Министр иностранных дел Украины Леонид Кожара 28-29 марта впервые с момента назначения на пост главы МИД посетит с официальным визитом Россию. Накануне визита руководитель украинского внешнеполитического ведомства рассказал в интервью РИА Новости о темах предстоящих встреч. А также ответил на вопросы, касающиеся европейской перспективы Киева, переговоров по формату взаимоотношений с Таможенным союзом и сотрудничества Украины с РФ в газовой сфере.

- Леонид Александрович, в  четверг у Вас состоится официальный визит в Москву. С кем планируете встретиться? Какие темы будут обсуждаться?

- Это будет мой официальный визит в Москву и как министра иностранных дел Украины и как председателя ОБСЕ. Россия для Украины является стратегическим партнером, у нас очень большие объемы взаимной торговли, очень много вопросов по линии межгосударственных отношений, по линии культурных объектов, гуманитарного сотрудничества. И весь этот объем вопросов я собираюсь обсудить со своими коллегами в Москве. У меня будет официальная встреча с моим коллегой министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым,  буду встречаться с председателем Россотрудничества Константином Косачевым, спикером Госдумы РФ Сергеем Нарышкиным. Как председатель ОБСЕ я также выступлю перед слушателями дипломатической академии и встречусь с украинской диаспорой.

- Связана ли Ваша поездка с подготовкой госвизита президента Украины в РФ? Дату визита удалось согласовать с российской стороной?

- Одна из главных целей моего визита в Москву - это подготовка государственного визита президента Украины Виктора Януковича в РФ. В этой подготовке задействован не только министр иностранных дел, но и другие члены украинского правительства. Мы надеемся, что госвизит президента Украины состоится в этом году. Я думаю даже до летних каникул.

- Госвизит, обычно, предполагает посещение двух городов. Уже ясно, какой второй российский город посетит украинский президент?

- Сначала мы определимся по дате и по тому объему вопросов, которые будут обсуждаться в Москве, определимся с форматом всего государственно визита, только тогда мы сможем готовить о том, какой второй город кроме Москвы может быть. Нижний Новгород обсуждался уже несколько раз.

- Россия является инициатором создания на постсоветском пространстве новых объединений,таких как ТС, Евразийский союз, ЕЭП. Как Украина относится к таким инициативам? И как Киев планирует выстраивать отношения с этими объединениями?

- Все объединения на постсоветском пространстве составляют большой интерес для Украины - это прежде всего СНГ, где Украина принимает очень активное участие. Это также Таможенный союз, который на сегодняшний день является самым большим торговым партнером Украины. В прошлом году был зафиксирован рекордный товарооборот со странами Таможенного союза - больше 60 миллиардов долларов. Сегодня мы ищем пути, как углубить наше сотрудничество и, я думаю, что и во время моего визита мы будем обсуждать этот вопрос. Мы надеемся, что Украина получит определенный политический и юридический статус наблюдателя и сможет развивать углубленное сотрудничество с ТС. Это же касается сотрудничества на Евразийском пространстве, поскольку все постсоветские государства являются важными как политическими, так и экономическими партнерами для Украины.

- На сегодняшний день переговоры по формату сотрудничества Украины с ТС проходят только с Россией? Другие участники объединения (Белоруссия и Казахстан) принимают в них участие?

- Мы только начинаем переговоры с Белоруссией и Казахстаном. Мы понимаем, что определенный статус может быть достигнут только при переговорах со всеми членами Таможенного союза. Но, поскольку, Россия является, скажем так, главным звеном этого объединения, то она, конечно, в фокусе переговоров относительно форм сотрудничества с ТС. 

- Планируете ли Вы в ближайшее время провести встречи с главами МИД Белоруссии и Казахстана для обсуждения сотрудничества с Таможенным союзом?

- Министерство иностранных дел Украины не является главным органом в правительстве, которое ведет эти переговоры, ими больше занимаются мои коллегами с Минэкономики. Но при соответствующих контактах с руководством МИДов Белоруссии и Казахстана, конечно, я этот вопрос буду поднимать. У меня уже запланирован визит в страны Центральной Азии, и скоро я буду обсуждать перспективу сотрудничества с ТС со своим казахским коллегой, а также с другими кандидатами из стран этого региона - коллегами из Таджикистана, Киргизстана и Узбекистана.

- Я правильно понимаю, что формат сотрудничества Украины с ТС в статусе наблюдателя с правом совещательного голоса, сейчас самый вероятный? Насколько реально в ближайшем будущем достичь в этом направлении конкретных договоренностей?

- Мы уже достаточно длительное время ведем переговоры с Российской Федерацией и видим, что действительно есть прогресс. В частности, мы чувствуем, что на сегодняшний день Украина может получить статус наблюдателя при Таможенном союзе.

- СМИ пишут, что Украина может получить статус наблюдателя при Евразийской экономической комиссии, что даст Киеву право совещательного голоса в ТС. Сейчас такой вариант отрабатывается?

- Да. При правительстве у нас создана специальная группа, которая как раз анализирует все уставные документы Таможенного союза. Мы для себя должны определить, какую часть из этих документов Украина могла бы принять и ратифицировать для того, чтобы действительно наше сотрудничество могло быть более глубоким и институциональным, чтобы мы могли получить определенный политико-юридический статус при Таможенном союзе, как при организации, и при его отдельных органах.

- Говорят, что подписание меморандума о статусе наблюдателя Украины в ТС может состояться на ближайшей встрече глав государств ЕврАзЭС? На сколько это вероятно?

- Я уже сказал, что мы ведем переговоры. Во-первых, Украина должна сейчас определится какое количество уставных документов мы могли бы принять, а их больше 140 на сегодняшний момент. Во вторых, все зависит от того, насколько быстро в самом Таможенном союзе будет достигнут консенсус по вопросу формата сотрудничества с Украиной.

- Украина интегрируется в Европу, но при этом не отказывается от сотрудничества с ТС. Существует ли хоть какая-то вероятность, что в будущем Украина все же присоединится к Таможенному союзу?

- Я думаю рано или поздно два таких очень больших экономико-политических объединения как ЕС и ТС будут тоже говорить о формах своего сотрудничества. Сегодня, в условиях финансово-экономического кризиса, объединительные процессы на Европейском и на Евразийском континентах приобрели особую динамику. На мой взгляд, Украина, имея зону свободной торговли с ЕС, могла бы иметь более глубокую интеграцию с Таможенным союзом вплоть до членства, в случае если бы у ТС была зона свободной торговли с Европейским союзом.

- Российские власти неоднократно говорили, что Украина, присоединившись к ТС, может получить низкую цену на газ. В то же время, в статусе наблюдателя Киев не сможет рассчитывать на привилегии. Если сравнивать цену на газ которую Украина сейчас платит и ту цену, которую могло бы дать членство в ТС - не велика ли плата за интеграцию в Европу, только ради того, чтобы ассоциироваться с ЕС, если можно иметь реальную экономическую выгоду от сотрудничества с ТС?

- Я не хотел бы рассматривать сотрудничество и с Европейским союзом и с Таможенным союзом как дилемму, как вопросы, которые взаимоисключают друг друга. Потенциал, который мы имеем на сегодняшний день с ТС, он вызван, прежде всего, устоявшимися связями в прошлом, то есть перспектива расширения существует, но не такая как со странами Европейского союза. Поэтому для Украины отношения с ЕС, прежде всего, в сфере экономики, носят приоритетный характер. Сам Европейский союз говорит о том, что членство в ТС исключает ассоциацию с ЕС. Поскольку на сегодняшний день европейская интеграция определена, как приоритет номер один и это закреплено в законах, Украина не может ставить вопрос о полноправном членстве в ТС. В этой ситуации мы должны принимать для себя стратегически важные решения, соблюдать определенные балансы, и я думаю, что как это не сложно в нынешних условиях , интеграция Украины и на Восток и на Запад может быть успешной.

- Украина надеется подписать соглашение об ассоциации с ЕС в ноябре в Вильнюсе. А что если соглашение не будет подписано? Киев будет ждать следующего удобного момента или это может привести к изменению вектора внешней политики?

- Я оптимистически смотрю на возможность подписания соглашения об ассоциации. Но если этого не произойдет  - трагедии тоже не будет. Потому что Украина достаточно успешно развивает отношения со странами Европейского союза на двусторонней основе, и сегодня среди самых больших инвесторов в Украину как раз страны ЕС – и Голландия, и Германия, и Кипр. Поэтому трагедии не произойдет, но это отложит решение вопроса о создании зоны свободной торговли с ЕС на неопределенную перспективу и правительство Украины это четко осознает. Это звучит и в заявлениях европейской стороны. В следующем году будут выборы в Европарламент и Европейский союз не сможет фокусироваться на отношениях с Украиной. В 2015 году будут президентские выборы в Украине – это тоже дополнительный отвлекающий момент от углубления отношений с ЕС. Мы все понимаем, какая ответственность стоит за заключением соглашения об ассоциации, и мы стараемся, чтобы подписание стало реальностью.

- То есть, если не получится подписать соглашение в ноябре, то Украина будет ждать следующего шанса, я правильно понимаю?

- Украина не оставит своих попыток создать зону свободной торговли с ЕС.

- Брюссель требует от Киева выполнить ряд условий, одним из которых является решение проблемы избирательного правосудия. Что власти Украины делают для решения этого?

- Сам термин "избирательное правосудие" - это термин политологический и он родился где-то в недрах политологической мысли Европейского союза. Многие украинцы не понимают, что такое избирательное правосудие. В толковании наших европейских коллег – это вроде бы как система репрессий оппозиции через судебную систему. Так вот я абсолютно уверен, что такой системы репрессий в отношении украинской оппозиции не существует. Есть два конкретных уголовных дела, которые касаются бывшего премьер-министра Украины Юлии Тимошенко и бывшего министра внутренних дел Юрия Луценко. Я, как украинский министр иностранных дел, уверен, что миллионы украинцев поддерживают решение уголовного суда, который осудил бывшего премьер-министра за превышение полномочий и, фактически, дачу согласия на заключение невыгодного контракта относительно импорта российского газа в Украину.
Мы понимаем, что вопросы относительно этих уголовных дел имеют особый интерес в ЕС, поэтому мы готовы их обсуждать.

- Киев уже приступил к выполнению условий, необходимых для подписания соглашения об ассоциации с ЕС?

- Я считаю, что на сегодняшний день Украина уже достигла прогресса и при чем во всех трех сферах, которые Европейский союз считает приоритетными в наших отношениях. Это, прежде всего реформирование избирательного законодательства, вопросы, касающиеся реформирования судебной системы и вопросы выполнения повестки дня для ассоциации Украины. В последнее время украинский парламент принял достаточно много законов, которые в целом совпадают со стандартами ЕС, мы успешно имплементируем европейское право.

- Уже понятно, что Украина не будет добиваться скидки на газ посредством членства в ТС, поскольку Киев избрал другой путь. А как сейчас идут переговоры по пересмотру действующего газового контракта? Я так понимаю, они теперь отделены от сферы Таможенного союза?

- Министр иностранных дел не принимает участия в этих переговорах, но на сегодняшний день действительно вопросы цены на газ и вопросы касающиеся сотрудничества Украины с ТС отделены друг от друга. Я считаю, это очень положительный момент во всем объеме наших переговоров с РФ, и в этом тоже есть определенный ключ к достижению положительных решений.

- Говоря о газе, невозможно не затронуть тему газотранспортного консорциума, который Украина хочет создать. Премьер РФ Дмитрий Медведев на прошлой неделе озвучил позицию, согласно которой участие Российской федерации в консорциуме возможно при условии если Украина выйдет из Европейского энергетического сообщества. Может ли Украина отказаться от участия в сообществе?

- Украина на сегодняшний день является одним из самых надежных элементов Европейского энергетического сообщества, и на всех своих переговорах в Брюсселе я это подчеркиваю. Однако в наших отношениях существует много факторов, которые вызывают определенное непонимание. Там где Украина защищает интересы Европы не всегда происходит наоборот. В то же время, на сегодняшний день мы не собираемся пересматривать наши договоренности. Мы считаем, что участие Украины в Европейском энергетическом сообществе в целом оказывает положительное влияние, как на европейскую сторону, так и на Украину. Более того, Европейский союз говорит, что если Украина выйдет из Европейского энергетического сообщества, то это поставит под сомнение возможность подписания соглашения об ассоциации.

- В таком случае, как Украина собирается договариваться с РФ? Ведь Россия выступает против третьего энергопакета, который Украина как член Европейского энергетического содружества, обязалась имплементировать.

- Это вопрос более общий. Цены на российский газ сейчас являются препятствием для самой России в развитии отношений с Европейским союзом. На сегодняшний день динамика потребления российского газа в Европейском союзе и в Украине отрицательна. Я думаю, что если российская сторона не сможет принять какие-то другие подходы, то в ближайшее время энергетический рынок Европы может очень сильно измениться и в связи с возможным доступом американского сланцевого газа, и в связи с возможной диверсификацией маршрутов. Поэтому, я считаю, что Украина, как один из самых больших потребителей российского газа могла бы рассчитывать на большее  сотрудничество и с российским правительством, и с "Газпромом" в газовых вопросах.

- Как обстоит ситуация с урегулированием вопроса о выплате РФ долга в 7 миллиардов долларов за недобор газа в 2012 году? 

- Происхождение этого счета пока не совсем понятно, как и его статус. Но мы готовы обсуждать. Мы должны понять, что это такое, потому что если мы пересчитаем объемы газа даже по нынешним ценам, то поймем, что речь идет о колоссальных объемах какого-то газа, который Украина то ли не купила, то ли не правильно оплатила. То есть это вопрос двусторонних переговоров между правительствами.

- Но переговоры идут сейчас по этому вопросу?

- Да, конечно.

Интервью подготовили Людмила Лысенко и София Мусич.

    Самое читаемое
      Темы дня