наверх
28.04.202408:04
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Суд в Украине поставил точку в деле о крушении российского Ту-154

(обновлено: )92
Высший хозяйственный суд Украины во вторник оставил в силе решение апелляционного суда, который подтвердил невиновность украинских военных в крушении российского лайнера Ту-154 авиакомпании "Сибирь" в 2001 году.

КИЕВ, 11 дек - РИА Новости, Андрей Лубенский. Высший хозяйственный суд Украины во вторник оставил в силе решение апелляционного суда, который подтвердил невиновность украинских военных в крушении российского лайнера Ту-154 авиакомпании "Сибирь" в 2001 году. Таким образом, украинская Фемида поставила точку в деле, которое рассматривалось более десяти лет.

Смерть в воздухе

Самолет Ту-154 авиакомпании "Сибирь" (S7 Airlines), выполнявший рейс Тель-Авив - Новосибирск, разбился в октябре 2001 года. В результате взрыва авиалайнер потерпел катастрофу и упал в Черное море в 185 километрах от Сочи. Погибли все 66 пассажиров и 12 членов экипажа. Комиссия Межгосударственного авиационного комитета (МАК) установила, что лайнер над Черным морем сбила ракета, запущенная украинскими военными, проводившими в тот день учения в Крыму: военные перепутали пассажирский самолет с учебной целью.

Украина спустя некоторое время после трагедии, не дожидаясь результатов расследования, выплатила семьям жертв моральную компенсацию в размере 200 тысяч долларов на каждого погибшего. Трагедия стоила должности тогдашнему министру обороны Украины Александру Кузьмуку и ряду генералов украинской армии. В январе 2011 года было объявлено, что, согласно выводам Киевского научно-исследовательского института судебных экспертиз, причиной крушения лайнера не было попадание украинской ракеты.

ИСК "СИБИРИ"

В то же время официальный Киев не возместил ущерб российской авиакомпании, и "Сибирь" в 2004 году подала иск, в котором требовала взыскать с министерства обороны и государственного казначейства Украины 15,32 миллиона долларов за сбитый самолет и упущенную выгоду. Однако Хозяйственный суд Киева в начале сентября 2011 года отклонил иск авиакомпании. Российская авиакомпания обжаловала это решение, но Апелляционный хозяйственный суд Киева в мае этого года оставил вердикт без изменений. Адвокаты "Сибири" в июне обратились с кассационной жалобой в Высший хозяйственный суд страны.

В жалобе говорится, в частности, что суды первой и апелляционной инстанции неправильно, по мнению истца, применили нормы материального права. Представитель авиакомпании в суде напомнил, что президент Украины от имени государства официально признал причиной катастрофы поражение самолета ракетой, выпущенной во время учений. Он также напомнил о выводах созданной по распоряжению президента украинской комиссии, которые "были положены в основу межгосударственных соглашений о регулировании претензий государства Израиль и государства Россия".

Поскольку эти и ряд других обстоятельств судами первой и апелляционной инстанции не были приняты во внимание, а выводы Киевского НИИ судебных экспертиз вызывают вопросы, представитель "Сибири" попросил удовлетворить кассационную жалобу российской авиакомпании.

В свою очередь, представители ответчиков (министерства обороны и госказначейства Украины) просили суд в жалобе авиакомпании отказать и оставить без изменений решения судов первой и апелляционной инстанций. Суд счел их доводы убедительными.

Российская сторона пока никак не отреагировала на судебное окончание этого резонансного дела.

Виновных нет?

В январе 2011 года сотрудники Киевского научно-исследовательского института судебных экспертиз (КНИИСЭ) провели повторную экспертизу и пришли к выводам, что украинская ракета не могла сбить пассажирский самолет.

Украинские эксперты ссылаются на данные контроля РЛК "Геленджик" от 4 октября 2001 года, согласно которым в воздушном пространстве за 30 секунд до взрыва наблюдался неизвестный объект на расстоянии 49,9 километра от места катастрофы. Экспертиза КНИИСЭ установила, что если бы неизвестным объектом была ракета 5В28 ЗРК С?200В украинских войск, то она не могла за 30 секунд по своим тактико-техническим характеристикам преодолеть расстояние до самолета и поразить его.

Вместе с тем эксперты утверждают, что катастрофа российского самолета произошла вследствие действия на его детали в направлении сверху и до середины множества твердых предметов (поражающих элементов) диаметром около 10 мм, которые владели значительной кинетической энергией. Эксперты не смогли установить принадлежность поражающих частиц к конкретному взрывному устройству.

Виновные в крушении самолета до сих пор не установлены. Генпрокуратура Украины в 2004 году вынесла постановление о прекращении расследования дела, но это решение отменил Военный суд Киевского гарнизона, не согласившись с выводами следствия. В 2007 году Генеральная прокуратура закрыла уголовное дело по факту авиакатастрофы лайнера в связи с отсутствием состава преступления.

    Самое читаемое
      Темы дня