наверх
05.05.202410:00
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Зерновой пул: за и против

(обновлено: )51
Премьер-министр Николай Азаров недавно предложил вернуться к идее создания трехстороннего зернового пула Украины, Казахстана и России, которые вместе дают около 20% мирового экспорта зерна.

Андрей Лубенский, РИА Новости

Премьер-министр Украины Николай Азаров недавно предложил вернуться к идее создания трехстороннего зернового пула Украины, Казахстана и России, которые вместе дают около 20% мирового экспорта зерна. Идея создания Причерноморского зернового пула была озвучена впервые еще в 2007 году, тогда Российский зерновой союз (РЗС) инициировал создание такого пула в составе России, Украины и Казахстана (с перспективой последующего присоединения к нему ряда других стран). Идея не получила активного развития, но совсем о ней не забыли - летом этого года первый вице-премьер РФ Виктор Зубков говорил, что Москве поступают предложения из Киева и Астаны вернуться к этому проекту. В то же время представители украинского зернового бизнеса проявляют по отношению к этой теме определенную осторожность. О перспективах реализации этого проекта говорили эксперты, представители правительства и зернового бизнеса Украины, России и Казахстана во время телемоста, состоявшегося в РИА Новости.

Украина: проблемы зерновой инфраструктуры

Украина испытывает сложности с инфраструктурой и в настоящее время не имеет возможности дополнительно обрабатывать для экспорта зерно из других стран, считает президент Украинской зерновой ассоциации Владимир Клименко."Сегодня говорить о том, что Украина своим вагонным парком или перевалками в порту может еще дополнительно экспортировать объемы (зерна) других стран, просто не приходится, простая арифметика показывает, что у нас не хватает своих мощностей", - сказал Клименко во время телемоста "Москва-Киев-Астана" на тему "Перспективы зернового пула: Россия, Украина, Казахстан".

"Урожай у нас в этом году совершенно уникальный, экспортировать надо очень много...  Если взять зерно, продукты переработки - мы должны экспортировать порядка 32 миллионов тонн. Емкость наших портов позволяет на сегодня эффективно экспортировать до 36 миллионов тонн, то есть мы находимся на пределе", - добавил он.

Клименко  отметил, что Украине необходимо думать о привлечении инвесторов, а разговоры о зерновом пуле их пугают.

"Сегодня даже разговоры о зерновом пуле очень отрицательно действуют на инвесторов, которые работают в Украине. Я, как президент профильной ассоциации, каждый день встречаюсь с представителями компаний, а это крупный бизнес, я имею обратную связь, я думаю, что я обязан об этом говорить. Разговоры о том, что мы совместно будем торговать тем, что вырастили другие люди, это отрицательный сигнал для инвесторов. А нам сегодня нужны инвесторы для строительства вагонов, три тысячи вагонов нам нужно построить, нам нужно построить 30 миллионов тонн емкостей, а стоимость строительства одной тонны - 200 долларов. Нам нужно найти инвесторов на шесть миллиардов долларов, чтобы нам строить новую элеваторную промышленность. Поэтому то, что касается зернового пула - нам нужно очень внимательно исследовать эту проблему", - подчеркнул Клименко, добавив, что "надо искать площадки для сотрудничества".

"У нас великолепное сотрудничество может быть по семенам, и на Украине есть очень хорошие достижения ученых, в России, и в Казахстане, - сказал он. - У нас может быть великолепное сотрудничество по технике, по удобрениям - и оно идет между нашими компаниями, есть куда расширяться. Когда мы говорим о торговле и о том, что мы будем торговать, чтобы заработать больше денег и поднять мировую цену, здесь мы должны быть очень осторожными".

Принимавший участие в работе телемоста президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский отметил, что речь идет о выработке общих правил для устранения конкуренции не между компаниями, но между странами, которая, по его словам, существует в сфере экспорта зерна только в Причерноморском бассейне.

"Это приводит к достаточно серьезным потерям. Украина, Казахстан и Россия теряют в цене как минимум 10 долларов с тонны по отношению к конкурентам. Это объективное обстоятельство потерь от дополнительной конкуренции, помимо коммерческой, и приводит к идее объединения усилий с тем, чтобы нивелировать эти потери", - сказал Злочевский, добавив, что существует и ряд других аргументов.

При этом он подчеркнул, что теперь, возвращаясь к идее создания зернового пула, следует учитывать, что кооперироваться придется уже не трем странам, а Украине и Евразийскому Союзу, поскольку в рамках взаимоотношений России и Казахстана этот пул в автоматическом режиме будет реализован.

Украине нужны элеваторы

Владимир Клименко также отметил, что Украине необходимо сейчас строить новую элеваторную промышленность, поскольку существующие мощности не обеспечивают потребностей экспортеров.

"У нас программа (Минагрополитики) - где-то 80 миллионов зерновых  в ближайшие шесть лет нарастить объем, 15 миллионов масличных, итого 95 миллионов тонн. Поэтому, если у нас сегодня складов 31 миллион тонн, то нам надо строить практически новую элеваторную промышленность", - заявил он.

При этом, по его словам, "за 20 лет в Украине государство не построило ни одного нового элеватора, ни одного - все, что было построено, было построено частным бизнесом".

"Поэтому у нас задача строить элеваторы. Если зерновой пул будет каким-то образом помогать решать эту задачу, значит, есть, что рассматривать", - добавил он.

По словам Клименко, есть и другие проблемы, которые необходимо решать для увеличения зернового экспорта. 

"Для того, чтобы осуществлять украинский экспорт, зерноторговые компании заказывают в сутки 2,5 тысячи вагонов для перевозки, нам выделяют только 1200... То есть, у нас не хватает вагонов", - сказал он, добавив, что проблему можно было бы решить, если запустить на полную мощность Крюковский вагоностроительный завод, который "в состоянии в год выпускать три тысячи вагонов".

"Тут тоже можно сотрудничать - загрузить Крюковский завод, чтобы он делал вагоны и для России, и для Казахстана, и для Украины", - подчеркнул Клименко.

О проблемах инфраструктуры говорил и директор департамента экономического развития и аграрного рынка министерства аграрной политики Украины Сергей Кваша. 

"Мы уже сами имеем некоторые проблемы с зерновой инфраструктурой, поэтому мы должны четко себе представлять, какие условия мы должны предоставить нашим российским коллегам, казахским экспортерам, чтобы не ущемить интересы собственного производителя, - сказал он, добавив, что имеющихся сейчас мощностей "не хватает для экспорта того зерна, которое есть в Украине".

"Мы говорим о том, что позицию страны выразил премьер-министр Николай Азаров, в Казахстане он сказал, что для этого есть возможности, - сказал Кваша. -  Мы эти возможности изучаем и говорим о том,  мы будем наращивать производство зерна в будущем, а  цель, которую мы ставим как министерство - иметь около 80 миллионов тонн - это будет перед нами как перед страной, как перед экспортерами новые возможности по развитию системы элеваторной инфраструктуры зернового рынка Причерноморья...  Эта стартовая предпосылка для нас очевидна. Интересы Украины - на первом плане".

Партнеры или конкуренты?

По словам Клименко, Украина, Россия и Казахстан по-прежнему остаются конкурентами в сфере зернового экспорта, и сделать их союзниками посредством создания зернового пула будет сложно, для этого потребуется создание наднационального органа.

"Мы как были конкурентами - Казахстан, Украина и Россия - так и остаемся конкурентами. Мы поставляем зерно в одни и те же точки планеты, и на сегодняшний момент мы конкуренты... Возможно ли сделать из конкурентов союзников и вместе продавать зерно? Это очень сложная задача", - отметил он.

По мнению главы Украинской зерновой ассоциации, для решения такой задачи необходимо будет, в частности, создать новый наднациональный орган, соизмеримый по масштабам с прежними союзными министерствами.

"Я могу сказать, что для того, чтобы решать задачи передвижения зерна в рамках трех и более государств, эффективно эта задача решается только тогда, когда появится орган, который будет соизмерим по функциям и по ответственности с министерством хлебопродуктов СССР, - сказал он. - То есть, должен быть создан орган, который считает все балансы по всем республикам, который обеспечит оптимизацию планирования перебросок грузов, который должен обладать соответствующим транспортом, и железная дорога должна на него работать. Возможно ли сегодня создать такой орган? У меня очень большие сомнения".

Директор департамента по управлению ресурсами зерна "Продкорпорации" (Казахстан) Сабит Кашкинбаев также выразил некоторые сомнения в реальности проекта.

"Сама идея хорошая, но ее воплощение в жизнь требует огромного числа участников, в том числе это должны быть и железнодорожные структуры трех стран, портовые структуры, а многие из них - частные, и реализация (проекта) сомнительна, скажем так, на сегодняшний день", - отметил он.

При этом Кашкинбаев подчеркнул, что казахская сторона готова, тем не менее, рассматривать все возможности и варианты создания пула. С тезисом о необходимости создавать наднациональный орган не согласился Аркадий Злочевский.

"Не секрет, что экспорт осуществляется коммерческими структурами, а государственные структуры не занимают доминирующего положения... Речь идет, прежде всего, о правилах, установленных государствами для коммерческих компаний на своих территориях. И для того, чтобы нивелировать конкуренцию между нашими странами, достаточно унифицировать эти правила", - сказал он, добавив, что эти правила касаются, в частности, логистических компонентов, в этой сфере государства стараются создать преимущества для своих экспортеров.

Он подчеркнул, что речь идет не о совместной торговле зерном, а об унификации правил, поэтому создание пула должно снизить остроту в конкурентной борьбе не между компаниями, а именно между странами - по его словам, именно это "сталкивание лбами" влечет для каждой страны серьезные потери.

Создание пула - задача политическая

Аркадий Злочевский также отметил, что создание зернового пула облегчит решение задач, с которыми не смогут самостоятельно справиться трейдеры, но решение которых вполне под силу политикам.

"Речь идет, как я уже говорил, об унификации правил, которые существуют на национальных территориях, а также о единой политике, проводимой государствами на внешних рынках, - сказал он. - Надо продвигать нашу продукцию на внешние рынки, а отношение со стороны покупателей разное. Скажем, украинское зерно не очень допускается на тендеры в Египет, для российского зерна допускаются дискриминационные условия".

"Мы предлагаем в рамках создания этого пула объединить наши единые, общие желания того, как к нам должны относиться, и вести переговорный процесс общими усилиями, - почеркнул глава РЗС. - Это задача на самом деле государств, а не компаний. Россия, Украина и Казахстан, как страны, должны защищать свои интересы на внешних рынках. Поэтому это задача политическая, ее ни одна компания не в состоянии решить... Компании не могут поменять условия тендеров, например, в Египте,  а вот политики могут. Им, следовательно, надо включаться в процесс".

    Самое читаемое
      Темы дня