наверх
04.05.202400:00
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

"Клоуны – люди грустные" - Делиев

(обновлено: )65
1 апреля даже знаменитые одесские "Маски" не стали хохмить. Почему? Об этом, а также о своем творческом пути и планах рассказал руководитель коллектива Георгий Делиев.

КИЕВ, 2 апр - РИА Новости. 1 апреля традиционно считается Днем Смеха. И традиционно наиболее масштабно его отмечают в Одессе, где активное участие в «Юморине» всегда принимали знаменитые одесские «Маски» и их бессменный художественный руководитель, актер, режиссер, Народный артист Украины Георгий Делиев. Но в этом году «Маски» в «Юморине» хохмить не стали. Почему? Об этом, а также о своем творческом пути и планах корреспонденту РИА Новости Юрию Лелявскому рассказал Георгий Делиев.

Георгию 50. Он энергичен, в прекрасной физической форме - видели бы вы, какие он проделывал акробатические кульбиты в не так давно демонстрировавшемся в Киеве спектакле-комедии «Ромео и Джульетта». Чувствуется сила и тренинг! Только вот глаза грустные.  Видимо, он из тех, кто, смеша других, сам остается в душе немного грустным. От этого в смехе, видимо, больше глубины и чувств.

Художественный руководитель труппы "Маски", Народный артист Украины Георгий Делиев.

- Георгий, «Маски», а точнее телевизионный  сериал «Маски-шоу» сделали вас, ваших коллег и друзей по труппе знаменитыми. В середине 90-ых годов  «Маски» были одним из самых рейтинговых проектов на ТВ. Но в последнее время вы «исчезли из телевизора». Почему? Что, перестали снимать «Маски-шоу»?

- Да, с экрана телевизора мы в последнее время исчезли. Это правда. Хотя  у нас очень много замыслов, в том числе и связанных с телевизионным проектом «Маски шоу», который мы продолжаем снимать. Ну, вот  относительно недавно, по заказу одного английского продюсера мы сняли шесть новых пилотных серий, адаптированых под европейский телерынок. Из них несколько серий собиралось купить немецкое ТВ, что-то хотели купить в Швейцарии. Мы долго вели переговоры, но в этот раз так и не попали на европейские каналы. Как нам потом объяснили, просто внутренние европейские телевизионные профсоюзы очень не хотели пускать иностранцев, своих конкурентов, на этот рынок. А что касается украинских и российских каналов, то тут ситуация несколько иная. Я периодически  встречаюсь с руководством телекомпаний. Мы с ними в очень хороших отношениях, нас любят, уважают, помнят, дети руководителей каналов воспитывались на сериале «Маски», но в сетку своих программ «Маски» не ставят. Почему? Объясняют, дескать, что «неформат», что якобы мы не вписываемся в стандарты канала. А мне кажется, что стандарты как украинских, так и российских каналов стали узки, а сами телеканалы теперь на 99 % являются инструментом идеологического влияния и формирования общественного мнения. Развлекательные программы в таком формате допускаются, но лишь такие, чтоб сегодня позабавить зрителей, а на завтра уже чтоб ничего не осталось в голове. Естественно, наши «Маски» в подобный формат не вписываются - ведь нас смотрят и через год и через два. Возьмите рязановскую «Иронию судьбы». Ее с удовольствием смотрят спустя 30 лет И будут смотреть еще через 30. А вот недавний ремэйк этого фильма уже через год никому не был интересен. К сожалению, наши телеканалы в плане развлекательных программ больше ориентируются на проекты-однодневки. Вот, пожалуй, и ответ, почему «Маски» сейчас не так часто можно  увидеть по телевизору. И это печально, есть огромное желание вернуться на ТВ, ведь мы по-прежнему полны энергии, а за эти годы еще и опыт прибавился. Есть новые идеи, сценарии, мы в состоянии снимать по нескольку серий в год. Будем надеяться, что телезритель нас еще увидит.

- Георгий, это правда, что  1 апреля Маски-шоу чуть ли не стали принимать участия в традиционой одесской „Юморине"?

- Да, правда. Дело в том, что нынешнее 1 апреля совпадает со Страстной седьмицею, с Пречистым четвергом. В самой природе заложено что-то такое спокойное одухотворяющее, когда хочется подумать, помолчать, помолиться. А 1 апреля в Одесе это, конечно, веселье само собой, но и шум, гам, люди по улицам разрисованные ходят с рожками, хвостами, горы бутылок из-под пива, бумажек...  Короче, совсем не религиозное настроение. Раньше я как клоун принимал активное участие в одесской „Юморине", но в этот раз мы отказались работать в этом шоу. Я же кроме того, что клоун, еще и верующий человек. Мы предложили мэру перенести „Юморину" на другой день, как, например, это сделали в Полтаве. Но мэр Одессы почему-то к нашим доводам не прислушался и День смеха провели в Одессе в Пречистый четверг. А я дурачиться в этот день не могу.

- А что, разве в творчестве вашей комик-группы нет политики?

- Конечно, есть. Сюжеты наших скетчей мы заимствуем из жизни. А политики в ней действительно сейчас много. Ну, вот, например, еще в 2004 году, задолго до выборов мы сняли  серию «Маски» на митинге». Там есть эпизод, где возле плакатов стоят два кандидата и каждый бросает яйца в плакат своего конкурента. Мы очень удивились, когда нечто похожее чуть позже повторилось где-то на Западе Украины. Там тоже бросались яйцами! Самое интересное, что и с политической окраской мы угадали. Представляете, еще задолго до Майдана персонажи из серии «Маски» на митинге» носили синие и оранжевые флаги! Видите, как мы Помаранчевую революцию предсказали! (Смеется). Но эти политические серии - больше сатира, а к ней мы стараемся прибегать не так часто.

Художественный руководитель труппы "Маски", Народный артист Украины Георгий Делиев

- Почему?

- Ну, мы же не журнал «Фитиль». При всем уважении к жанру сатиры, «Маски» ставят перед собой несколько иные задачи. Конечно, мы не можем быть оторванными от реальной жизни, но наша цель - дарить зрителю позитивные добрые эмоции, а не критиковать какие-то недостатки. Да, без сомнения, сатира нужна, и в той или иной степени она у нас присутствует, но сатира сама по себе  несколько агрессивна, она всегда направлена против кого-то. А в окружающем нас социуме и так слишком много агрессии. Вот поэтому мы стараемся делать наши скетчи так, чтобы люди хоть чуть-чуть отдохнули от обилия агрессии и насилия. Такая вот психологическая защита смехом.       

- Вот вы - известный состоявшийся артист, работающий в жанре пантомимы и клоунады. Не ужели с детства мечтали стать клоуном?

- Нет, в самом раннем детстве хотел быть, как и все, космонавтом. Несколько позже мечтал стать моряком.  Мне тогда нравилась морская форма, весь этот антураж: тельняшка, ленты, бескозырка. А клоун? Вне зависимости от других увлечений клоун всегда был для меня самым лучшим артистом цирка. Воздушные акробаты, дрессировщики, силачи гирями - все это было интересно, но клоуна я ждал всегда. Причем любой клоун, даже плохой, все равно мне нравился. Собственно в цирк я и ходил ради клоуна. То же касается и телевидения. Тогда, в советские времена, было только три канала, и я на них всегда старался найти передачи или фильмы с участием моих любимых клоунов, как наших, так  зарубежных. Ну, это, естественно, потрясающие Олег Попов, Юрий Никулин, Карандаш, Енгибаров. Потом я буквально влюбился в двухсерийный документальный фильм о Марселе Марсо. А фильмы, где были Чарли Чаплин, Бастер Киттон, Гарольд Ллойд, о, как я их обожал! Ну, а что касается вашего вопроса, то скажу так: клоунов я любил, но  в школьные годы не планировал становиться артистом, работающим в жанре клоунады. Да и в плане поведения на клоуна я тогда, не был похож. Обычный средний парень советских времен. Ну, как и все развлекал немного своих друзей, но душой компании тогда не был.

- Георгий, вы закончили архитектурный факультет и работали архитектором. А после рабочего дня у кульиана занимались пантомимой. Получается, жили двойной жизнью: утром вы архитектор - расчеты, чертежи, ответственность, а вечером мим - улыбки, грим, пластика. Тяжело было «раздваиваться»?

- Ну, хотя у архитектора не было такой жесткой ответственности как у инженера-конструктора, который все рассчитывает, но все равно, это была серьезная ответственная государственная работа. И утром подходя к чертежам, конечно, приходилось полностью отключаться от тех переживаний и эмоций, которые вечером испытывал на сцене. Да, вести «двойную» жизнь было не легко. Хотя с архитектурой, я как бы окончательно и не порвал. На  каждую выставку моих картин в Одессе приходит ректор архитектурной академии Валерий Павлович Куренев. Он всегда говорит теплые слова, вспоминает меня, как хорошего студента. Приходят и другие мои преподаватели-архитекторы. Я с ними до сих пор поддерживаю тесные отношения. Кроме того, мне приходится прилагать много усилий при строительстве нашего театра, дома, дачи, при разработке интерьера ресторана. Часто друзьям, которые строятся, помогаю советом. Если что-то делаю для себя, то давно уже не пользуюсь услугами инженеров, а проектирую и рисую сам. И сам же могу проконтролировать строительную работу, насколько она качественно и правильно сделана. Короче в этом плане я не лох.

- А психологически переходить из когорты архитекторов в артисты тяжело было?

- Да, очень, Родители  долго отговаривали. Ведь я фактически "в никуда" уходил. Да и в зарплате сильно терял. Мне как архитектору, молодому специалисту по тем временам хорошо платили, 130 рублей. А когда я перешел в филармонию, то, как артист оригинального жанра, получал 50-60 рублей, иногда 70. Поначалу даже родители помогали. Это уже позже подняли зарплату до 100 рублей, а потом, когда мы стали раскручиваться, то и до 200-250 увеличили. Молодой советский инженер-специалист столько не получал. А когда перестройка началась и появились какие-то кооперативные дела, то посыпались просто-таки шальные деньги. Корпоративов тогда не было, зато были концерты, маленький налог заплатили, деньги собрали и всем хорошо.

Конечно, в 90-тые тяжело было. Фактически рухнула государственная система эстрады, многое развалилось и пришлось рассчитывать только на себя. Но с другой стороны для нас это было время больших возможностей, которые мы реализовали. Все, что мы имеем сейчас, чего добились, всё это - по кусочкам собиралось и закладывалось тогда.

- Откуда, кстати взялось название комик-группы - «Маски»?

Сейчас уже и не вспомню. По моему, это придумал ленинградский режисер Влад Дружинин. А может быть Боря Барский. А почему «Маски»? Да, как-то так само собой придумалось. А почему, о том история умалчивает.

- Георгий, о чем ваши фильмы, которые вы снимаете, как режиссер?

- Да, я решил попробовать себя и в этой области искусства. Первый свой фильм, «7 дней с русской красавицей» я снял в 1991 году. Это была эксцентрическая трюковая комедия. С 1992, и периодически по сей день мы снимаем телесериал «Маски шоу». Снимал я и криминальную драму «Синие, как море, глаза» и сложную  психологическую  картину «Редкий дождь» про послевоеное время, о взаимотношениях наших людей с пленными немцами. Там, кстати, очень хотел сняться мой старый друг Боря Барский. Хотел сменить амплуа и сыграть серьезную роль. Ну, на кинопробах мы его одели в  китель немецкого военнопленого, Боря, еще ничего не сказал, и шагу не сделал, а всем уже смешно! А фильм то драматический. Увы, такие роли не для Бориса. Зрители всегда в нем будут видеть дедушку из «Маски шоу».

- Кстати, про войну. После выхода серий «Маски» в партизанском отряде» «Маски» в армии» вас не обвиняли, в том, что над святым издеваетесь?

- Было дело. Видимо у тех чиновников, что пытались ставить нам палки в колеса, не все в порядке было с чувством юмора. А когда выши первые серии «Маски» в армии», из Минобороны такие письма полетели! Ужас! Якобы мы создаем негативный образ наших Вооруженных сил, и по этим скетчам мир будет судить об армии Украины! Ну, анекдот! И, дескать, поэтому «Маски» в армии» надо немедлено убрать из эфира. У меня даже пытались выведать, в какой именно воинской части мы снимали  все это. А когда мы проводили съемки, то у нас был договор с командованием части, что мы снимаем так, чтобы потом нельзя было определить, где это. Что мы и сделали. Так что у наших друзей-офицеров потом проблем не было. Подставлять вообще никого не надо. А, уж тем более тех, кто тебе помогает и идет навстречу. Это наш принцип.

- Принято считать, что профессиональные клоуны, то есть те, кто на арене или на сцене смешит сотни людей, в повседневной жизни люди если не грустные, то далеко не   весельчаки. Почему так?

- Да, часто это так. Надо же для сцены себя экономить. Чего ж это я сейчас буду шутить и валять дурака, когда мне вечером надо на сцену? Ну, вот мне опять нужно играть в пьесе «Ромео и Джульетта», написанной на стихи нашего любимого поэта Бориса Барского. Зрители придут в ожидании увидеть веселое и энергичное действо, и я не могу ударить в грязь - то есть быть на сцене вялым и неактивным. Весь задор надо выдать там на спектакле. А до спектакля надо как можно меньше шутить, смеяться, ну и вообще валять дурака. И вот такое состояние экономии эмоций перед вечерним выходом на сцену, эмоциональная сдержанность постепенно перерастает в черту характера. Наверно поэтому всем кажется, что клоуны люди грустные.

    Самое читаемое
      Темы дня