наверх
05.05.202419:36
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Сергей Саенко: "Купленная оценка ушла из школы и гордо въехала в ВУЗ"

(обновлено: )68
Об особенностях нового учебного года, о влиянии экономического и политического кризиса на украинскую систему образования, о плюсах и минусах системы внешнего независимого тестирования и о нюансах языковой проблемы рассказал политик и учитель-практик с большим опытом Сергей Саенко.

Об особенностях нового учебного года, о влиянии экономического и политического кризиса на украинскую систему образования, о плюсах и минусах системы внешнего независимого тестирования и о нюансах языковой проблемы рассказал в интервью корреспонденту РИА Новости Андрею Лубенскому политик и учитель-практик с большим опытом Сергей Саенко.

Сергей Саенко родился в 1958 году в Кировоградской области Украины. Окончил сельскую школу, Горловский институт иностранных языков. Прошел школу от учителя до директора нескольких крупных школ, работал начальником городского управления образования. С 2009 года возглавляет Первую городскую гимназию города Черкассы, ассоциированную школу ЮНЕСКО.

Был финалистом программы «Общественные связи» (2000 год), координатором украинско-американской программы «Айова - Черкассы» (2001-2003), финалистом программы правительства Франции (2002).

Член местного Ротари клуба, отвечает за детские молодёжные обмены в Украине.

Является председателем городской организации Народной партии.

- Сергей, в начале нового учебного года в Украине хотелось бы услышать Ваше мнение о том, чем он для Вас будет принципиально отличаться от прежних лет. Или же особых отличий нет?

- Скорее всего, особых отличий нет. Экономический кризис сказался отрицательно и на образовании Украины. Внедрение же с нового учебного года художественной культуры и информатики революционным назвать нельзя. Художественная культура без практической составляющей, скорее всего, будет носить схоластический характер.

Мне кажется, что государство несколько зациклилось на независимом тестировании. Ошибки прошлого года породили боязнь их усугубления и опасения повторились. Иначе, как маразматической, нельзя назвать ситуацию, когда абитуриент подавал заявления в сотню вузов, а получившие 200 баллов выпускники не смогли попасть к заветной цели из-за засилья льготников. Хотя, мне кажется, что ситуация создана искусственно самими ВУЗами.

Раздражает педагогов отсутствие стабильности в подходе к тестированию. Вместо усовершенствования опыта, ежегодно внедряются новые схемы, зачастую очень спорные.

Что удивляет? Образовательные начальники вообще перестали общаться с практиками, перестали их слушать и слышать. Думаю, подобная практика недоверия - пагубная.

Не решается тема сложности учебного материала, программ. Некоторые школьные учебники скорее подходят для института и непосильны обычному ученику. Тема застряла в разговорах и селекторных совещаниях.

В мае мне довелось побывать в Калифорнии, ознакомиться с опытом тамошних учителей.

Мне кажется, мир идет несколько другим путем в совершенствовании образовательной сферы. Истинное, а не заговоренное профильное образование, прикладной характер обучения, создание сильнейшей материальной базы, глубокая демократизация учебно-воспитательного процесса  изюминки образования 21 века в цивилизованных странах. И если многое лежит в плоскости только их возможностей, то что мешает нам действительно внедрить общественно-публичную модель управления школой?

У нас же советы школ, попечительные органы, ученическое самоуправление зачастую носят бутафорский характер.

Многие проекты остаются на бумаге. Так, проект сети Школ будущего в Казахстане приносит удивительно высокие результаты, в Украине он отложен в длинный ящик. С другими долговременными проектами ситуация похожая.

По моему мнению, до тех пор, пока будет существовать квотно-партийный принцип назначения руководителей органами управления, в том числе в системе образования, будет существовать ситуация проектов-однодневок.

За примером далеко не нужно ходить. В Польше начальник отдела образования не может быть смещен мэром-политиком по причине политической ориентации. У нас каждые 4 года идет смена всех и вся.

Учительство Украины не уверено, что переход на 12-тилетнее образование принесет ожидаемые результаты. Лишний год обучения мог быть использован эффективнее. Кстати, многие страны отказываются от 12-летней школы.

- Много споров вызвало внедрение системы внешнего независимого тестирования (ВНО). Одни говорят о преодолении коррупции, другие считают это новшество вредным и ошибочным. Ваше мнение?

- Я был и остаюсь сторонником тестирования. Но  сказав «а», нужно говорить и «б». Такое же тестирование нужно вводить в ВУЗах после каждого этапа обучения, а еще лучше, после каждого курса.

Дутая или купленная оценка ушла из школы и гордо въехала в высшие учебные заведения. Да, многие считают новшество ошибочным и вредным. И оно, действительно, не безгрешно. Но, в условиях, которые у нас сложились, это был единственный выход начать наводить порядок в образовании.

Впервые умные дети с глубинки получили реальный шанс учиться в столичных престижных ВУЗах, университетах с мощной базой и сильным преподавательским составом. И они этим шансом уже второй год подряд пользуются.

Учителям трудно понять целесообразность проведения государственной итоговой аттестации. Итоговые оценки можно выставлять по итогам семестровых оценок за старшую школу. Это заставило бы ученика систематически трудиться. А обязательные 3-5 независимых теста дополняли бы объективную картину в образовательной сфере.

В следующем году выпускники будут сначала сдавать государственную итоговую аттестацию, потом тестирование. Двойная нагрузка на выпускников, боязнь учителя завысить или занизить итоговую оценку, получить от вышестоящего органа неожиданный рейтинг порождает много вопросов без ответов.

И потом, кто мешает государству провести в старшей школе семестровые контрольные по тестам, подготовленных в строгом секрете, как и задания ВНО?

В ближайшее время альтернативы независимому тестированию не вижу.

Тревожным считаю стремительный рост репетиторства. Умный репетитор за несколько месяцев делает то, что обычный учитель за многие годы. Это опасная тенденция, тем более, что это явление прочно вошло в школы. Теряется смысл постоянного и системного учения.

- Как сказывается экономический кризис на системе среднего образования в украинской провинции?

- Украинское образование финансируется согласно формульного расчета Кабинета Министров Украины на одного ребенка, чему завидуют многие другие отрасли. Однако, зачастую, образовательный пирог неправильно нарезают - очень уж он заманчив.

Поэтому ситуация в Украине очень пестрая. Где хозяйственный подход, школы и детсады не обижены, и наоборот.

Для сравнения можно взять систему внешкольного образования. Там формульный расчет не действует и ситуация просто удручающая.

- А политический кризис - он ощущается в средней школе?

Конечно. Учителя, родители и дети - это часть общества ,и политический кризис зачастую ставит всех по разные стороны баррикад.

Сложными остаются темы религиозного образования, отношение к историческим персоналиям и событиям, неуверенность в будущем, тотальное неверие политикам. Все это вносит дисбаланс в умы участников учебно-воспитательного процесса.

Спасает консерватизм системы. Постоянная большая занятость учителя не позволяет ему углубляться в политические разборки и в этом плюс его профессии.

Самое страшное в образовании, как я уже упоминал выше, квотный подход к назначению руководства. Из управленческих структур ушли профессионалы, а пришли политики-временщики.

Вся надежда на силу консерватизма системы...

- Некоторые политики, да и просто граждане, говорят о вытеснении русского языка из сферы образования на Украине. Что скажете по этому поводу?

- Решение языковой проблемы не лежит в плоскости образовательной сферы, это дело законодателей.

Образовательная отрасль готова к преподаванию любого языка, тем более русского. Ведь совсем недавно львиная доля школ осуществляла обучение на этом языке.

Более 15 лет учебный план украинских школы состоит из двух частей: государственного и школьного компонентов. Среди более чем десятка вариантов государственного компонента есть варианты, где предусмотрено изучение русского языка с первого класса. Этот компонент может избрать любая украинская школа.

Школьный же компонент полностью отдан школе. Хоть все 15-20% учебного времени можно направить на изучение русского языка и литературы. Родители, дети и учителя (и никто другой) решают какие предметы изучать из школьного компонента.

Мы должны знать, что русский язык является официальным языком ООН. И если Украина стремится в Европу, возникнет вопрос языка. Что бы ни говорили, но русский язык выучить украинцам куда легче, чем английский или немецкий. Да и об общности славян забывать нельзя.

В Первой городской гимназии Черкасс мирно уживаются 11 языков, в том числе и русский.

Может быть, политикам с России и Украины стоит приехать и поучиться в Черкассы?

И не «затаскивать» эту тему под выборы.

    Самое читаемое
      Темы дня