наверх
26.04.202420:21
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Иностранные лоукостеры начали осваивать украинское небо

(обновлено: )31
Как только начали ходить слухи о приходе в Украину, так называемых, авиакомпаний-лоукостеров (от англ. low-cost - "низкая стоимость") или дискаунтеров, я начала рисовать в своем воображении мои частые вылеты за границу.

Марина Шмаюн, РИА Новости

Как только начали ходить слухи о приходе в Украину, так называемых, авиакомпаний-лоукостеров (от англ. low-cost - "низкая стоимость") или дискаунтеров, я начала рисовать в своем воображении мои частые вылеты за границу: вечером в пятницу после работы я сажусь в самолет, лечу на пару дней в Европу, и в воскресенье вечером возвращаюсь на родину, чтобы в понедельник делиться с сотрудниками своими впечатлениями от пребывания в одной из европейских столиц. Такая перспектива радует не только меня, но и многих украинцев, которые уже обратили внимание на лоукостеров и начали понемногу разбираться в тонкостях их работы.

Эти компании созданы не только для регулярных «прогулочных» рейсов - они также выгодны, если пользоваться их услугами несколько раз в год. Запланировав свой отпуск за несколько месяцев вперед, своевременно забронировав билеты, можно сэкономить немалую сумму. Еще год назад о таких возможностях украинцы и мечтать не смели.

Первой на слуху появилась авиакомпания Wizz Аir, которая, внезапно ворвавшись на украинский рынок (пока в большей степени только теоретически), повлекла за собой вести о том, что вскоре у нее появятся конкуренты. Уже, вроде бы, все согласовано. И министр транспорта и связи Иосиф Винский всячески расхваливает лоукостеров, говорит, что они откроют новые возможности для украинцев, именно благодаря таким компаниям жители  нашей страны начнут понемногу отвыкать от автобусов и поездов и вскоре окончательно пересядут в удобные кресла самолетов.  И, казалось бы, все складывается как нельзя хорошо, но....

Иностранные дискаунтеры столкнулись с проблемой, решение которой пока что откладывается на неопределенное время. Госавиаадминистрация, ведомство, которое решает, кого пускать на украинский воздушный рынок, а кому влет туда заблокировать, не очень-то желает идти на уступки иностранным дешевым авиакомпаниям. Объясняется это тем, что Госавиаадминистрация, таким образом, пытается защитить украинских авиаперевозчиков. Вот простой пример: еще в августе прошлого года  крупнейшая компания Центральной и Восточной Европы в сегменте дешевых перевозок SkyEurope заявляла о своей готовности открыть рейс Киев - Братислава. Однако надежды словацкой компании начали потихоньку рушится в ожидании разрешения на полеты. Тогда же источник в Госавиаадминистрации сообщил, что SkyEurope просто не смог договориться с украинским оператором «МАУ» (Международные авиалинии Украины - отечественный авиаперевозчик). По его словам, те направления, которые хотели получить европейцы, уже были закреплены за «МАУ», и украинские власти предложили двум компаниям договориться между собой. Очевидно, «МАУ» не согласилась поделится воздушным пространством Украины со SkyEurope, поскольку словацкая авиакомпания так и не освоилась в просторах украинского неба.  

Несмотря на конфликты между властями и зарубежными лоукостерами, украинские эксперты прочат таким компаниям большое будущее. Очевидно, сочетание дешевизны и какого-никакого качества победит капризы чиновников.

В частности, авиаперевозчик Wizz Air уже с 11 июля начнет летать в Одессу, Львов и Симферополь. Как рассказала гендиректор компании Наталия Казимир, принцип работы достаточно прост: если заказывать билеты за 2-3 месяца, то всегда можно найти цену от 79-100 гривен.  Однако, чем ближе к дате вылета, тем выше цена, поскольку самолет заполняется. Дорогими билетами считаются те, которые стоят 200 гривен, но в компании отмечают, что срочный билет, купленный непосредственно перед вылетом может стоить и 1500 гривен.

А на случай, если такие низкие цены вызовут у кого-то сомнения относительно качества перелетов, представители Wizz Air поспешили заверить, что такая дешевизна никоим образом не отразится на уровне комфортабельности или же уровне безопасности во время перелета. Компания обещает и хорошо обученный, вежливый персонал, и удобное беспроблемное бронирование билетов, и соблюдение всех правил полета.

Однако не стоит полностью верить многочисленным обещаниям о чудесном, приятном, комфортном, одним словом, идеальном полете. Как бы красиво нам не рассказывали о совмещении цены и качества, потенциальные пассажиры должны понимать, что, сэкономив на перелете, им придется отказаться от некоторых услуг. Например, Wizz Air предупреждает, что на бортах ее самолетов (кстати, в этом году компания будет эксплуатировать только самолет Airbus-320, а дальше - время покажет) не будет традиционной еды и напитков, но пассажиры будут иметь возможность покушать в Wizz-кафе. В самолетах первого в Украине лоукостера не будет также «особо удобных» или же «скромных» мест - все в равных условиях.

Дирекция  Wizz Air настоятельно просит внимательней относиться к резервированию билетов, поскольку от этого зависит количество сэкономленных денег, а также уверенность пассажира в забронированных местах. Бронировать авиабилеты можно или через Интернет, или через информационный центр, или же «вживую», то есть, приехав в аэропорт. При заказе билета через Интернет, пассажир получит специальный индивидуальный код, который нужно будет предоставить кассиру при выкупе билета. В отдельных случаях нужно будет доплачивать регистрационный сбор, регистрировать свой багаж и придерживаться ряда правил, диктуемых компанией.

Пока Wizz Air проводит рекламную кампанию (пусть и не очень широкую), 20 мая  самолет Airbus A320 осуществил первый перелет по маршруту Киев-Одесса. Руководство лоукостера уверенно говорит о своих дальновидных планах, таким образом, давая понять, что проблемы с украинскими властями, скорее всего, будут решены.

В частности, Wizz Air намерена в 2008 году вложить в развитие украинской базы около 6 миллионов долларов.

Как сообщил генеральный директор группы компаний Wizz Air Джозеф Варади, к 2012 году флот  Wizz Air в Украине будет насчитывать 14 самолетов.

В этом году компания планирует перевезти 250 тысяч украинских пассажиров, а в 2009 году - более 1 миллиона. А пока на 17 июня авиакомпанией продано уже 10 тысяч билетов, а сам пассажиропоток вырос на 25%.

С сентября Wizz Air будет пускать регулярные рейсы из Украины в Германию, Италию и Великобританию (моему взору представился величественный Рейхстаг, Пизанская башня и Биг-бэн).

Wizz Air пока имеет преимущество, поскольку это первая компания-лоукостер на Украине. Остальные только подкрадываются изподтишка, рассматривая небесные просторы Украины, разнюхивая ситуацию с властями, регистрацией, и условиями пребывания здесь. Конечно, украинцы были бы рады любой альтернативе.

На пятки Wizz Air наступает немецкая авиакомпания Germanwings - дочка крупнейшего европейского оператора Lufthansa. Germanwings готова дать старт, как только получит разрешение Госавиаадминистрации. В планах немецкого лоукостера - регулярные рейсы между Киевом, Берлином и Кельном. В целом, флот перевозчика состоит из 27 самолетов Airbus 319 и Airbus 320, которые летают в страны Западной и Восточной Европы, а также в два города России: Москву и Санкт-Петербург.

Однако не только европейские дискаунтеры понемногу осваиваются на Украине. К примеру, низкобюджетный авиаперевозчик Air Arabia (Арабские Эмираты) через пару месяцев планирует открыть регулярные рейсы Шаржа-Киев. Как оказалось, данная авиакомпания имеет твердые намерения занять свою нишу на Украине и стать владельцем украинских инвестиций в сфере авиабизнеса. Впрочем, судьба Air Arabia пока неизвестна, её может ждать участь итальянской бюджетной компании Alpi Eagles, которая на протяжении некоторого времени проводила рейсы из Львова в Верону и Неаполь, но через несколько месяцев прекратила свою деятельность на территории Украины.

Как бы там ни было, но прочность утвержденных позиций авиакомпаний-лоукостеров подтверждается еще и решением руководства аэропорта «Борисполь» уже к осени построить отдельный терминал для обслуживания бюджетных авиакомпаний пропускной способностью 600 пассажиров в час.

По словам начальника управления стандартизации и сертификации аэропортов Госавиаадминистрации Василия Момота, ежегодно в Борисполе устанавливается сборный терминал для обслуживания рейсов с паломниками - с 5 сентября по 5 октября на праздник Рош-а-Шана (еврейский Новый год) в Умань съезжаются более 15 тысяч хасидов. И поскольку сборный терминал помогает разгрузить аэропорт в этот период, возникла идея использовать его на постоянной основе для обслуживания лоукост-авиакомпаний.

Строительство терминала будет осуществляться с помощью легких конструкций, поэтому его сборка не займет много времени, но будет стоить немалых  денег - минимум 160 миллионов долларов.

По сравнению с нашей соседкой Россией, которая начала принимать лоукостеров в маленьких аэропортах, Украина замахнулась на большее: аэропорты крупнейших городов страны - Киева, Днепропетровска, Львова, Симферополя, Донецка, Харькова, Одессы и Ивано-Франковска - рассчитаны на Боинги-737 и А-320, которые используют бюджетные авиакомпании, и уже готовы сотрудничать с «бюджетниками».

Эксперты уверены, что достаточно одной-единственной компании «закрепиться» в Украине (в данном случает одной-единственной компанией является венгерская Wizz Air), чтобы остальные смогли использовать тот же механизм и выходить на украинский рынок. А это, так или иначе, приведет к тому, что отечественные компании будут вынуждены снижать свои тарифы, чтобы полностью не потерять украинского пассажира. Как ни крути, а такие обстоятельства только на руку нам, украинцам, жаждущим постоянных путешествий и зрелищ.

И, несмотря на то, что Международная Ассоциация воздушного транспорта прогнозирует недолгое существование компаний-лоукостеров (главной причиной является постоянное подорожание топлива), шансов у бюджетных авиакомпаний остаться бороздить просторы не только украинского воздушного пространства, а и мирового, достаточно велики.

Я не теряю надежды на то, что миллионы украинцев (обеспеченных и не очень) будут иметь возможность посмотреть мир, набраться впечатлений, и поблагодарить государство за содействие. Осталось разобраться с быстрым и беспрепятственным получением виз в Шенгенскую зону...

    Самое читаемое
      Темы дня