наверх
17.05.202405:58
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Поднять "Булгарию" пока не удается

Катастрофа прогулочного теплохода в РФ (55)

(обновлено: )4
Операция по подъему теплохода "Булгария", затонувшего 10 июля в Куйбышевском водохранилище в Татарстане, затягивается.

МОСКВА, 18 июл - РИА Новости. Операция по подъему теплохода "Булгария", затонувшего 10 июля в Куйбышевском водохранилище в Татарстане, затягивается. Причиной стал обрыв одного из тросов в минувшее воскресенье, когда судно, лежащее на боку на дне, пытались выровнять. Планировалось, что теплоход поднимут на поверхность в понедельник, однако уже понятно, что это, возможно, вопрос еще нескольких дней.

Тем временем спасатели продолжают мониторить берег и акваторию Куйбышевского затона в надежде отыскать тела 15 человек, по-прежнему считающихся пропавшими без вести после крушения "Булгарии". Погибшими официально признаны 114 человек из 208 находившихся на борту, 79 спасены. В клиниках Татарстана остаются семеро еще пострадавших.

Спасательные работы на месте крушения теплохода. Фотолента >>

Двухпалубный дизель-электроход, построенный еще в 1955 году в Чехословакии, затонул 10 июля во время грозы в трех километрах от берега. Это стало крупнейшей за последние годы подобной катастрофой в России. Уже сейчас понятно, что судно находилось в плачевном состоянии, не ремонтировалось и не могло перевозить пассажиров. После крушения "Булгарии" в стране будет проверен весь речной пассажирский транспорт.

Трос преткновения

Один из тросов, закрепленных на теплоходе "Булгария", оборвался в воскресенье вечером во время проведения подготовительных работ по подъему судна.

По словам официального представителя оперативного штаба по подъему теплохода Тимура Хикматова, "судно устояло в прежнем положении". "Булгарию" удержала одна стропа", - говорит он. Хикматов добавил, что из-за этого инцидента сроки подъема судна "сдвинутся, но не сильно". Конкретных сроков он не назвал.

В понедельник специалисты начали выравнивать "Булгарию" с помощью оставшегося прикрепленного троса, чтобы "поставить судно на ровный киль". Позднее было принято решение установить второй трос вместо оборвавшегося.

Новости по теме "Катастрофа прогулочного теплохода в РФ" >>

Замминистра транспорта РФ Виктор Олерский рассказал, что операция по подъему судна делится на четыре фазы. Первая - это заводка по проводникам, вторая - выравнивание судна и заводка "полотенец" (мягких канатов), третья - подъем судна и четвертая, последняя - транспортировка теплохода в док.

На случай разлива топлива из теплохода, в акваторию затона было специальное оборудование для сбора нефтепродуктов с воды.

Сил для подъема достаточно

С технической точки зрения, операция по подъему "Булгарии" вполне осуществима силами МЧС и привлеченных организаций, считает член президиума общественного совета при Минобороны главный редактор журнала "Национальная оборона" Игорь Коротченко.

В операции задействованы специалисты, участвовавшие в подъеме затонувшей в 2000 году в Баренцевом море подлодки "Курск".

По мнению Коротченко, ситуация с подъемом "Булгарии" принципиально отличается от той, которая сложилась при подъеме "Курска". Тогда российской стороне пришлось прибегнуть к помощи иностранных специалистов. В случае "Булгарии" такая помощь не потребуется, полагает эксперт.

"Основные отличия ситуации - внутренний водоем, сравнительно небольшая глубина в 20 метров и водоизмещение судна. "Курск" затонул на гораздо большей глубине в открытом море, а подводная лодка как объект гораздо сложнее для подъема. Кроме того, в шахтах "Курска" находились ракеты", - отметил Коротченко.

Операция по подъему "Курска" была уникальной, и ее сравнивать с подъемом "Булгарии" некорректно, считает эксперт. Он ожидает, что теплоход будет поднят со дна в ближайшее время.

"В любом случае, это будет нерядовая операция, требующая расчетов, возможного внесения поправок. Но я думаю, что технологически эта проблема будет решена", - говорит собеседник агентства.

Реалити-шоу не будет

Журналистам, возможно, покажут процесс подъема "Булгарии", сообщил РИА Новости замглавы Минтранса Виктор Олерский. По его словам, в момент поднятия судна, представители СМИ, вероятно, будут на берегу. Ранее Олерский заявлял, что операцию по подъему "Булгарии" не нужно превращать в реалити-шоу.

"Любительские видеосъемки в любом случае должны быть запрещены, потому что преждевременная утечка любых видеоматериалов может нанести вред расследованию, - считает, в свою очередь, Игорь Коротченко. - В зоне действия МЧС должны работать специально аккредитованные операторы".

Полностью пресечь "самодеятельные" съемки невозможно, потому что для этого пришлось бы запрещать мобильные телефоны с возможностью видеозаписи, считает эксперт. Но, по его мнению, в широкое информационное пространство должны попадать лишь те сюжеты, которые будут согласованы с официальной информационной политикой.

Как полагает член президиума общественного совета при Минобороны, сейчас в работе основных информационных каналов при освещении трагедии с "Булгарией" этические нормы соблюдаются в должной мере.

Документы и компенсации

Пострадавшим и родственникам погибших при крушении уже выплачено более 24,5 миллиона рублей. "В настоящее время девять психологов оказывают помощь родственникам пострадавших. На 08.00 мск понедельника, произведены 199 выплат пострадавшим и родственникам погибших - это 24,6 миллиона рублей из республиканского бюджета", - сказал РИА Новости в понедельник представитель оперативного штаба МЧС.

В минувший четверг премьер-министр РФ Владимир Путин поручил к середине следующей недели выплатить компенсации семьям погибших и пострадавшим в результате крушения "Булгарии". По его словам, семьи погибших получат по 1,3 миллиону рублей.

Между тем специалисты уже восстановили 195 из 227 документов, утерянных пассажирами, спасшимися с "Булгарии". Официальный представитель Федеральной миграционной службы Залина Корнилова рассказала РИА Новости, что ее ведомство оперативно оформило выжившим в катастрофе документы на восстановление паспортов.

Дела судебные

В рамках расследования причин крушения теплохода были выявлены многочисленные нарушения. По данным Генпрокуратуры РФ, чиновники казанского линейного управления внутренних дел (ЛУВД) на транспорте вовремя не пресекли безлицензионную деятельность "АргоРечТура" - субарендатора теплохода "Булгария", а сотрудники волжского управления государственного морского и речного надзора (УГМРН) Ространснадзора, не проверив состояние судна, сочли, что эта компания может перевозить пассажиров.

По данным ведомства, в ходе проверки установлено, что "АргоРечТур" незаконно выполнил в июне-июле 2011 года пять круизов по различным маршрутам".

Суд уже заключил под стражу на один месяц и 29 суток эксперта камского филиала Российского речного регистра Якова Ивашова и гендиректора ООО "Аргоречтур" Светлану Инякину. Они подозреваются в совершении преступления, предусмотренного частью 3 статьи 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц).

В минувший четверг защита Инякиной подала ходатайство об отмене постановления об аресте. В пятницу это сделала и защита Ивашова. Во вторник кассации рассмотрит Верховный суд Татарстана.

Близнец в "самоволке"

После произошедшей трагедии в России введен запрет на эксплуатацию всех теплоходов типа "Булгарии". Однако судно-близнец "Булгарии" "Петр Алабин" все равно самовольно вышло из порта. В связи с этим следствие возбудило уголовное дело статье "самоуправство", максимальное наказание по которой - арест до шести месяцев.

По заявлению татарстанского транспортного прокурора, Вахитовский районный суд Казани ранее запретил эксплуатацию дизель-электрохода "Пётр Алабин". Однако вопреки определению суда, корабль 15 июля вышел в рейс из казанского речного порта в речной порт Самары.

Кроме того, татарская транспортная прокуратура потребовала возбудить уголовное дело по факту подделки документов об эксплуатации "Петра Алабина".

Как сообщила в понедельник Генпрокуратура РФ, в ходе проверки было установлено, что Государственная речная судоходная инспекция по Волжскому бассейну внесла ложные сведения в свидетельство о праве собственности на теплоход. "Согласно выданному инспекцией свидетельству о праве собственности, пассажирский дизель-электроход "Петр Алабин" построен в 1995 году. Между тем, фактически судно выпущено в 1955 году, что подтверждается классификационным свидетельством, выданным экспертом Средне-Волжского филиала ФГУ "Российский речной регистр", - указывалось в сообщении ГП.

Материалы прокурорской проверки в отношении должностных лиц Государственной речной судоходной инспекции по Волжскому бассейну направлены в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по факту служебного подлога.

В понедельник теплоход "Михаил Лермонтов" проекта 785 ("Россия"), к которому принадлежала и затонувшая "Булгария", продолжили эксплуатировать и в Красноярском крае, но с ограничениями по району плавания.

"Нам пришло распоряжение ограничить класс данного судна с класса "О" до класса "Р". Соответственно ограничен район плавания "Михаила Лермонтова". Если раньше он ходил до Дудинки, то сейчас будет идти только до Игарки. О полном запрете пока речи не идет, такое распоряжение может появиться после того, как будет завершено расследование причин катастрофы в Татарстане", - сообщил РИА Новости руководитель енисейского управления Государственного речного и морского надзора Юрий Рязанов.

Он добавил, что после аварии на "Булгарии" специалисты ведомства провели несколько внеплановых проверок "Михаила Лермонтова" и не выявили проблем. "Мы его (теплоход) несколько раз проверили. Он в нормальном рабочем состоянии", - сообщил Рязанов.

Тем временем, проверки состояния речного пассажирского транспорта идут по всей стране. Как ожидается, они займут порядка трех недель.

    Самое читаемое
      Темы дня