наверх
28.04.202420:26
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Что именно хочет МВФ от Украины по пенсионной реформе?

Новый транш: в ожидании чуда от МВФ (666)

(обновлено: )245814
Эксперт по вопросам пенсионной системы Реанимационного пакета реформ Галина Третьякова в эфире "ГС" спрогнозировала, какие последствия будет иметь невыполнение требований МВФ в части пенсионной реформы.
Международный валютный фонд. Архивное фото

РИА Новости Украина – радиостанция "Голос Столицы"

Пенсионный возраст в Украине повышать не будут, пока не вырастут уровень и качество жизни украинцев. Об этом заявил вице-премьер-министр Павел Розенко.

"Эта позиция абсолютно четкая и принципиальная — сегодня мы не пойдем на повышение пенсионного возраста для наших сограждан", — подчеркнул вице-премьер.

При этом накануне МВФ обнародовал меморандум, согласно которому Украина обязалась принять изменения в пенсионное законодательство до конца декабря 2016 года. В частности, сократить возможности для досрочного выхода на пенсию, ужесточить критерии приемлемости для минимальной пенсии, обеспечить отсутствие привилегий для любой профессии (за исключением военных), расширить базу для взносов в систему социального обеспечения.

Что грозит Украине за невыполнение этих требований меморандума, в эфире радиостанции Голос Столицы спрогнозировала эксперт по вопросам пенсионной системы Реанимационного пакета реформ Галина Третьякова.

Как трактовать заявление Павла Розенко?

— Я хотела бы, чтобы мы все-таки правильно переводили текст меморандума. Там шесть слов всего, которые касаются пенсионного возраста. Дальнейшее уменьшение масштабов раннего выхода на пенсию сейчас проводится. Например, Кабмин уже принял такое постановление по сокращению количества профессий, которые досрочно выходят на пенсию. А вот то, что касается пенсионного возраста, то написано — постепенно урегулировать, постепенно настроить, подогнать в соответствии с законом пенсионный возраст. Таким образом, мы должны постепенно подогнать к своей экономике тот пенсионный возраст, который нам нужен.

Как вы видите адаптацию к нашему законодательству этой пенсионной системы?

— Теперь вопрос — когда. И вопрос — что именно получат взамен граждане Украины, если им повысят пенсионный возраст. Вот где нужно сосредотачивать дебаты. Потому что пенсионную систему в первом уровне сбалансировать без увеличения пенсионного возраста не удастся. Поэтому нам остается дискутировать, когда. Взамен общество может требовать только личные накопления граждан к пенсионному возрасту. Потому что работодатели, как участники этого диалога, уже получили некие вещи, например, уменьшение ЕСВ. Практически, это уменьшение фискальной нагрузки и отчислений в Пенсионный фонд. Теперь государство говорит: мне меньше перечисляют налога ЕСВ, я буду увеличивать пенсионный возраст. И вот тут остается третий участник — люди, которые должны сказать, значит, дайте нам в личные владения средства, которыми мы можем на пенсии манипулировать сами.

Сейчас, если говорить о пенсионной системе, идет борьба того, какой будет эта система…

— Хотя украинские эксперты все в один голос говорят, что накопительная система более дешевая. Она с рисками, такая же, как и солидарная. РПР предлагает конструкцию пенсионного обеспечения, которая будет базироваться и на личных накоплениях, но по которым человеку дадут налоговые преференции или льготы, и обязательное накопление, которое должно быть в собственности у граждан. Есть выводы Международного банка о том, что без накопительной системы обеспечить достойную пенсию невозможно. Это и демографические ситуации, и рождение меньшего количества людей, и инфляционные процессы. и фискальная политика, и государство, которое перераспределяет эти налоги. Вот эта коллективная система принятия решений, куда мы направляем ресурсы — на войну или на пенсионеров, на охрану здоровья или на пенсионеров, на детей или на пенсионеров, она всегда будет. Когда мы говорим в контексте финансирования пенсионеров, мы всегда будем распределять какую-то толику денег, собранных как налоги, на те или другие группы населения или на наши программы.

Читайте также: Главные за вчера: Волноваха, визы в РФ, "закон Савченко", МВФ и пенсии

Параллельное внедрение солидарной и накопительной пенсионной систем повлечет за собой увеличение этого бремени и на бюджет страны?

— Конечно. То есть любые отчисления в накопительную систему и в солидарную — это дополнительная нагрузка на фонд оплаты труда. Это не всегда население несет. Это иногда несет работодатель. Когда мы говорим о дисбалансе Пенсионного фонда, то мы ведь немножко взываем к обществу, что мы не собираем достаточно налогов для того, чтобы финансировать наших пенсионеров, которые раньше финансировали Пенсионный фонд. На самом деле, экономически дисбаланса нет. Потому что мы привыкли из советских времен государственный бюджет рассматривать отдельно от Пенсионного фонда. В европейской практике рассматривают так называемые публичные финансы. Вот когда мы рассматриваем публичные финансы, они состоят и из Пенсионного фонда, и из других фондов обязательного страхования, и из государственного бюджета, и из местных бюджетов. Вот когда мы посмотрим все собранные налоги, то мы получаем большое количество денег. И в этих деньгах мы должны найти кусочек, которым мы финансируем пенсионеров.

Экономист, специалист отдела продаж долговых ценных бумаг инвестиционной компании Dragon Capital Сергей Фурса в эфире "ГС" пояснил, что в соответствии с меморандумом о сотрудничестве с МВФ для получения последующих траншей Украине необходимо провести пенсионную реформу.

Самое читаемое
    Темы дня