наверх
02.05.202410:03
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Эксперт: пенсионная система - в кризисе, и никакой МВФ ей не поможет

(обновлено: )145911
Эксперт по вопросам социальной политики Института общественно-экономических исследований Марианна Онуфрик заявила, что в меморандуме МВФ Украине предложена лишь параметрическая модель реформы пенсионной системы.

РИА Новости Украина – радиостанция "Голос Столицы"

До конца года Украина должна определиться с моделью пенсионной реформы. Как заявил министр финансов Александр Данилюк, до конца декабря 2016 года не планируется повышать пенсионный возраст. Но министр не отрицает, что новая модель может включать постепенное его увеличение.

При этом дефицит пенсионного фонда продолжает расти. Пенсионные расходы госбюджета в 2016 году превышают 140 миллиардов гривен.
Какой может быть новая модель пенсионной реформы, в эфире радиостанции Голос Столицы спрогнозировала эксперт в вопросах социальной политики института общественно-экономических исследований Марианна Онуфрик.

Насколько стране необходима новая модель пенсионной системы?

— Она была нужна, как говорится, еще вчера, потому что с каждым годом ситуация в системе пенсионного обеспечения ухудшается как с точки зрения государства, поскольку большая часть пенсионных выплат сейчас осуществляется из государственного бюджета, а не из Пенсионного фонда, так и с точки зрения качества жизни наших граждан, поскольку размер пенсии у нас не индексируется уже несколько лет. И говорить о способности этой минимальной пенсии обеспечить достойный уровень жизни даже не приходится.

Что нужно изменить?

— Меморандум МВФ, на который ссылается министр Данилюк, говорит о том, что нужно постепенно отменять перечень должностей и специальностей, которые дают право на досрочный выход на пенсию. Очень хорошие есть нормы о том, что надо расширить базу, чтобы увеличилось законодательство и обеспечение Пенсионного фонда, и о консолидации законодательства, то есть в одном законе чтобы было максимальное количество норм выписано было. Но все эти шаги, выписанные в меморандуме, являются параметрическими, то есть такая реформа не меняет ни содержания, ни формы самой пенсионной системы, а изменяются ее отдельные показатели. И то, что это не очень поможет этому кризису пенсионной реформы, это однозначно. Финансирования из государственного бюджета у нас на следующий год предусмотрено на 107 млрд больше, то есть по факту эти решения не дадут каких-либо существенных сдвигов в лучшую сторону немедленно.

То есть нужно проводить другую политику по реформе пенсионной системы?

— Нужно еще вчера было вводить накопительную обязательную систему пенсионного обеспечения — второй уровень. Конечно, это не даст эффекта в 2017-2018 годах. Но нужно всегда помнить, что пенсионная реформа — это реформа не на один год, а реформа на 40 лет, то есть с тех пор, как студент пошел впервые на работу и до тех пор, как он вышел на пенсию — тогда только она состоялась. Изменения после введения второго уровня начнут происходить уже в среднесрочной перспективе, и альтернативы, к сожалению, этому нет.

Насколько может быть увеличен пенсионный возраст?

— Если говорить о Меморандуме МВФ, то там заложена очень хитрая, по моему мнению, формулировка, потому что речь идет не о повышении непосредственно пенсионного возраста, а о постепенной корректировке пенсионного возраста. И если толковать, то очевидно, что МВФ, который очень часто этот вопрос ставил перед Украиной, не подразумевает понижение пенсионного возраста, но дает своего рода люфт для политиков — каким образом, исходя из социальных тенденций, настроений в обществе, этот вопрос постепенно решать.

Я напомню, что в предыдущем тексте Меморандума структурным маяком, то есть условием, обязательным для выполнения, уже стояло постепенное повышение пенсионного возраста до 62 лет, и это должно было быть принято до декабря 2015 года. Этот структурный маяк не был выполнен. Каким образом сейчас будет действовать государство, это под вопросом, но очевидно, что это не будет приветствоваться со стороны граждан, поэтому, если и будет принято решение по повышению пенсионного возраста, оно, опять же, будет касаться отдельных списков профессий и специальностей, дающих право на досрочный выход на пенсию. Или будет постепенный переход, как, в принципе, это происходило, то есть ежегодно на полгода повышается пенсионный возраст, и если будет принято решение, которое было задекларировано в прошлом году об увеличении пенсионного порога до 62 лет, то это будет происходить в течение четырех лет.

Смогут ли полноценно сосуществовать различные виды пенсий — минимальная, гарантированная государством и накопительная?

— На самом деле три уровня предусмотрено в законодательстве еще в 2003 году. Первый уровень — это солидарен, который по факту у нас единственный. Второй уровень — это обязательное накопление. Третье — добровольное накопление. Оно у нас сейчас есть, но в связи с тем, что нет второго, очень слабо развито. Уже дважды вносился законопроект правительственный, которым должен введенный быть этот накопительный уровень, там дается такой срок — полгода, семь месяцев до внедрения. То есть если бы нардепы приняли этот законопроект, допустим, до конца этого года, то уже с 1 января 2018 года могло бы начаться это обязательное накопление.

Читайте также: Эксперт об инициативах Кабмина по осовремениванию пенсий

Ранее экономист, специалист отдела продаж долговых ценных бумаг инвестиционной компании Dragon Capital Сергей Фурса в эфире "ГС" пояснил, что в соответствии с меморандумом о сотрудничестве с МВФ для получения последующих траншей Украине необходимо провести пенсионную реформу.

Самое читаемое
    Темы дня