Дарья Егорова, РИА Новости Украина
В принятом в первом чтении законопроекте четко описано, что в задачи, которые должна выполнять муниципальная стража, входит:
— обеспечение охраны общественного порядка во взаимодействии с органами внутренних дел,
— профилактика правонарушений,
— охрана имущества и предоставление отдельных видов правовой помощи гражданам при том, что они не будут входить в структуру МВД.
Но главный вопрос, сможет ли городская власть найти в казне колоссальные средства на создание и содержание муниципальной стражи, остается открытым.
Городской дозор
Директор аналитико-исследовательского центра "Институт города" Александр Сергиенко внимательно изучил законопроект "О муниципальной страже" и подверг его критике.
"Прежде всего, шокирует название: "муниципальная стража". У нас в законодательстве не используется термин "муниципалитет". Это стража несуществующего в природе органа. Почему авторы, среди которых Гройсман, Ляшко, Березюк и другие допустили такой ляп, я не понимаю. Да и в самом законе прописан такой принцип: если есть деньги, горсовет создает стражу, если нет денег — не создает. Если не создаем, тогда, кто будет выполнять функции, возложенные на эту стражу?! А функции очень важные — все, которые вкладываются в понятие административных нарушений", — сообщает Александр Сергиенко.
Как признался аналитик, в законе встречаются очень спорные пункты.
"Если Киев решит создать муниципальную стражу, они должны за свои деньги их обеспечить всем необходимым для работы. Но в случае ликвидации, ее функции перейдут к территориальным органам МВД, плюс город еще должен будет платить МВД за то, чтобы они выполняли возложенные на них по закону функции. А имущество, купленное за деньги общины, тоже передается в МВД. На мой взгляд, этот закон несовершенный и неправильный, он не решает проблемы, он ее замыливает. Если создавать местную стражу, то не в отдельно взятых городах, а в каждом городе, вплоть до поселков иначе это утрачивает смысл", — заявляет Александр Сергиенко.
Как бывший глава столичной городской администрации Владимир Бондаренко уверен в том, что муниципальная стража может принести много пользы обществу. И даже в 2002 году вместе с соавторами подавал подобный законопроект в ВР, но тогда он не нашел поддержки, особенно среди руководства МВД в лице Юрия Кравченко.
"Этот законопроект, который приняли депутаты в первом чтении, еще нужно доработать, но он в целом отвечает демократическим нормам. Он определяет поле и зону компетенции, направления деятельности и тем самым рассредоточивает монопольное право такого органа как МВД. Было бы меньше коррупции, если бы каждый из подразделений милиции знал о существующем правонарушении, но рассматривая его, также знал, что кто-то еще за ним следит. Я поддерживаю создание подразделения, не подчиненного МВД", - сказал Владимир Бондаренко.
К тому же, как подчеркнул экс-градоначальник, к примеру, в столице, есть много нерешенных проблем, таких как незаконные вырубки зеленых насаждений, самовольные застройки, несанкционированная торговля, незаконная парковка и так далее. Такие вопросы под силу решить местной властью вместе с городской стражей.
Экс-начальник управления по связям с общественность МВД Украины Владимир Полищук считает, что создание муниципальной стражи разгрузит работников милиции.
"Если брать пример Европы, там трехуровневое обеспечение правопорядка: национальной полицией, местной полицией и национальной гвардией (жандармерией, карабинерами и так далее). В данном законе сказано, что сотрудники стражи будут помогать милиции. У нас появятся полуправоохранительные структуры, которые будут помогать МВД поддерживать общественный порядок в пределах определенной территории. Мне кажется, это хороший шаг на пути к реформированию системы правопорядка в Украине. Появятся люди, которые смогут выполнять административные функции — штрафовать за мелкие нарушения админкодекса, к примеру, людей за несанкционированную торговлю. Но нужно вносить много изменений в Административный кодекс и ряд других существующих законов", — заявляет Владимир Полищук.
Кто заплатит?
С финансированием муниципальной стражи дело обстоит не так радужно. По мнению Владимира Полищука, создать подобные подразделения могут только города-миллионники.
"Такие города как Киев, Львов, Одесса, Харьков, Днепропетровск без особых проблем смогут найти финансирование муниципальной стражи. А вот такие как Луцк, Тернополь — вопрос. Когда органы местного самоуправления получат деньги и смогут ими распоряжаться, тогда можно будет думать о создании стражи", — говорит Владимир Полищук.
Как отметил экс-глава Киева, источники финансирования, из которых можно было бы изыскать средства, это установленная государством система налогов, сборов, акцизов, к примеру, сбор за парковку, за использование сооружений, малых архитектурных форм и так далее. Это очень широкий спектр.
"Штрафы, которые муниципальная стража будет выписывать, могут идти на их зарплату и обеспечение", — предположил Владимир Бондаренко.
Но прежде всего надо решить, сколько понадобится набрать муниципальных стражей и за какую сумму они будут согласны работать. А это будет возможно только исходя из бюджета каждого города в отдельности.
Как подчеркнул Александр Сергиенко, в то время, когда украинская милиция деморализована, ей в помощь может прийти муниципальная. Но, в идеале, от МВД нужно отделить часть бюджета, часть материальной составляющей, к примеру, все райотделы в Киеве, создаваемую нынче патрульную службу — это все надо передать местным советам. И, возможно, набрать новых сотрудников.
"Только в таком случае можно будет создать новую полицию, которая будет отвечать за охрану общественного порядка. А МВД будут заниматься экономической, организованной преступностью, расследовать уголовные преступления", - считает директор аналитико-исследовательского центра "Институт города".
Единственное, в чем единодушны эксперты, законы будут работать только в том случае, когда за спиной у граждан будет стоять вооруженный страж правопорядка. Как сейчас в Европе. Только тогда граждане станут законопослушными.