наверх
28.03.202411:45
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Андрей Ермолаев: год Порошенко - ни мира, ни реформ, ни консенсуса

Год президента Порошенко (234)

(обновлено: )254063
В 2014 году на внеочередных президентских выборах в Украине победу одержал Петр Порошенко. В эти дни мы подводим итого годовщины его президентства.

Беседовал Евгений Стримов, РИА Новости Украина

Спецоперация на Донбассе, война с олигархами, невнятные реформы и обнищание населения. Последний год жизни Украины был непростым и справился ли Петр Порошенко со своей задачей, РИА Новости Украина спросила у политолога, директора "Института стратегических исследований "Новая Украина" Андрея Ермолаева.

Как бы вы кратко оценили прошедший год президента Порошенко?

— Разочарование и ожидание. Разочарование – потому что сам феномен победы Порошенко состоит в том, что это может быть не столько заслуга лично Петра Алексеевича, при всех его чеснотах, – сколько уникальность исторического момента, когда его позиция, поведение совпали с ожиданиями людей, которые не хотели крайностей. И в нем все это сошлось.

Читайте также: Год Порошенко. У ошибки есть имя — Гелетей

Плюс, конечно, многие влиятельные политики, предпринимательский класс своим настроением тоже сыграли в пользу Порошенко, потому что шел поиск компромиссной фигуры. Может, поэтому такими интересными были итоги президентских выборов, когда он был однозначным лидером в первом туре.

Но нужно учитывать, что предложения, с которыми он пришел на пост президента, к сожалению, не были реализованы. От него ожидали мира, реформ и национального консенсуса. Все эти три позиции оказались не реализованы.

И по прошествии года, наверное, это ожидание возможных перемен на фоне склок в коалиции, которая не оправдала надежд Майдана, на фоне войны, о которой сам Порошенко говорит даже чаще, чем его соратники, на фоне дискредитированных реформ с многообразием программ, обещаний, а реальных дел – практически нет.
Все это создает почву для нарастания недоверия в том, справится ли Порошенко с этим вызовом, сможет ли он понять свои ошибки, обеспечить мир, консенсус, и действительно эффективную социально-экономическую политику, во всяком случае, повлиять, чтобы она была реализована.

Либо же в ближайшее время все это напряжение, разочарование будет сконцентрировано лично в нем. Такая опасность перед президентом сейчас есть.

Какую оценку вы бы поставили президенту Порошенко? Как экономисту, дипломату, главнокомандующему?

— Это дело я не люблю, оценок я не ставлю.

Оправдано ли проведение АТО, переросшее, по сути, в гражданскую войну?

— Это большой разговор, и вряд ли впишется в эти ответы. Скажу кратко: вообще, решение об АТО неадекватно ни по сути, ни по времени, ни по подходу. И люди, которые, свое время, толкнули страну на милитаризацию, на неадекватные решения, думаю, им оценка еще будет дана.

А вот то, что затем развернулся процесс, собственно, перехода гражданских вооруженных конфликтов, спецопераций России в открытую фронтальную войну – это, конечно же, уже совсем другой эпизод.

Я считаю, что его можно было предотвратить.

Читайте также: Порошенко и Украина год спустя — ни мира, ни достоинства

Война закончится скоро или уже при другом президенте Украины?

— Я бы не привязывался к президентам. На мой взгляд, само время так складывается, что, с одной стороны, у нас сейчас очень тревожное ожидание возможных новых военных кампаний, и мы все должны понимать, что, если зимняя кампания, которая была практически сорвана, существенно изменила перспективу мира, то нельзя было допускать всех этих операций и событий, которые стали зимней кампанией.

В том случае, если сейчас сорван этот переговорный процесс, и найден повод для обострения, нужно просто понимать, что там вообще победителя не будет, это приведет к огромному новому количеству жертв, потому что противостоят друг другу уже хорошо организованные армии, победителя не будет, но цена даже перемирия существенно возрастет, и Минска-3 уже не будет, будет какая-то новая реальность.

Поэтому задача номер один сейчас – сохранить перемирие, задача номер два – сформулировать власти свою политическую формулу урегулирования Донбасса, включая возможные шаги навстречу, уступки, переговоры, но, естественно, с сохранением ряда принципиальных позиций, таких так территориальная целостность, недопущение распада страны, недопущение новых эскалаций – я уже не говорю о расколах.

Но это искусство политики, это нужно уметь делать.

И последний момент: я думаю, срок, который отведен историей на эту острую фазу – это только 2015 год. И Европа, и наши крупные партнеры, кредиторы, учитывая не только положение Украины, но и вокруг Украины, рассчитывают, и даже уже требуют, чтобы в 2015 году была найдена формула выхода из этого конфликта.

Многие украинские политики списывают все проблемы Украины – кризис, обнищание населения – на войну. Это действительно так, или в этом вина и ответственность самой власти – Порошенко, Яценюка?

— Война, конечно же, сыграла огромную роль в падении экономики. И события Майдана, и бегство прошлого режима, и сложное положение государственных финансов… Война – это все вместе. Но нужно учитывать еще один момент.

Смотрите также в Инфографике: Чем владеет президент Порошенко

И, кстати, говоря, это прекрасно понимает бизнес, эксперты, политики: достижение даже переходных компромиссов в течение года позволило бы, все-таки, намного лучше сохранить страну, поддержать ее, не допустить обнищания. Это, во-первых.

Во-вторых, по поводу реформ: я считаю, что время болтовни и умных разговоров попросту дискредитировало всех тех, кто вообще пытался говорить о реформах.

В стране отсутствует внятная антидепрессивная социально-экономическая политика. Реформы – это только ее часть. Есть опыт стран, проходивших экономическую депрессию, стран, которые проводили изменения, переживая и гражданские конфликты, и вмешательство внешней стороны.

Плохо то, что руководство страны и правительство в частности все списывает на войну, и это начинают замечать уже и наши партнеры за рубежом, кредиторы, и об этом открыто говорят в глаза. Что война не все спишет – война может оправдать часть потерь. Но она не может оправдать, ни текущей коррупции, ни преступной бездеятельности, ни имитации действий. И неслучайно сейчас мы переживаем кризис коалиции, дискредитацию правительства, уход министров и заместителей министров, и уход чиновников – особенно тех, кто приглашался из-за рубежа, коррупционные скандалы в силовых структурах и не только… К сожалению, все это уже часть общего кризиса.

Я думаю, либо власть найдет в себе силу воли признать, что нужна перезагрузка, и эта перезагрузка будет частью изменений в стране, частью нового национального диалога, либо нас ждет еще большее обострение – и экономическое, и социально-экономическое, и глубочайший кризис власти.

Несет ли Порошенко ответственность за политику Нацбанка – девальвацию гривны, в частности, – за то, что произошло в минувший год?

— Президенсткий пост – это пост национального рефери. Он не может нести ответственности за ошибки Нацбанка отдельно или за правительство отдельно, но он несет ответственность за скоординированность действий, за согласование общеполитических сигналов, целей и эффективность реализации, за нарушение закона. Он вправе реагировать на неправильные решения, вправе давать оценку, вправе апеллировать, инициировать отмену решений – во всяком случае, ставить этот вопрос.

Но самое главное, что президент – это арбитр во внутриполитических и национальных конфликтах. То, что Порошенко не нашел в себе ни желания, ни возможности за этот год ни организовать серьезный политический диалог, ни открытый разговор о судьбе Конституции – конституционного строя, ни серьезных общественных коммуникаций.

Как пример – скандалы вокруг недавних законов, связанных с декоммунизацией и пр. Эти решения были бы возможны, если бы страна была готова, прошла определенный период внутреннего принятия, признания, а не путем просто большевистского принятия решений, которые потом отматываются.

К сожалению, президент остается просто политиком, который заботится о своем электорате. Но он делает много ошибок именно как глава государства.

Кабмин Яценюка это внутренний враг Порошенко? И что приносит больше вреда – политические войны, или война на Донбассе?

- Я не думаю, что такая постановка вопроса корректна. Кабинет министров это исполнительная власть, сформированная коалицией. В этой власти, в этом составе принимал участие лично президент – там целый ряд фигур, которые приглашались президентом, его блоком в парламенте.

А то, что возникла эта интрига, перерастающая уже в политическую конкуренцию между президентом и премьером, то достаточно вспомнить интригу майданную – споры за единого кандидата, кто первый, а кто второй…

Это совершенно, мне кажется, неприличная для политических соратников конъюнктура парламентских выборов… Интрига – личная, связанная с попыткой завоевать политическое лидерство. Мне кажется, эта попытка – провальная для обоих.

Как вы считаете, получит ли Украина долгожданные преференции от ЕС – безвизовый режим, гарантии членства – еще при президенте Порошенко?

— В первую очередь, Порошенко еще нужно обеспечить себе полноценный президентский срок. Такая проблема, на мой взгляд, у него есть. И зависит это от того, справится ли он с позицией национального лидера – ведь президент это по определению национальный лидер. Не лидер электоральных симпатий – это нельзя путать, ни в коем случае.

Поэтому, какой будет президентский срок Порошенко – я не знаю. Он может быть коротким, а может быть полноценным…
А что касается преференций Евросоюза, то на нас нужно посмотреть глазами самого Евросоюза. Украина – страна, которая уже потеряла часть территорией, аннексированной Россией. Страна, в которой – вооруженный конфликт, с которым не справляются политики. С этой страной как минимум будет пауза, потому что Евросоюзу не нужна война внутри.

Если все европейские политики признают, что украинский конфликт – это европейский конфликт, это вовсе не означает, что они готовы за нас делать наше национальное дело. Поэтому ожидать каких-то подарков не стоит, включая безвизовый режим.

Я думаю, здесь будут паузы. Европа будет нам помогать, будет делать все, чтобы не допустить дефолт нашего бюджета, но Европа не будет за нас заниматься нашими реформами и латать наши дырки. И уж тем более, налаживать политический диалог, который мы обязаны налаживать сами.

Самое читаемое
    Темы дня