наверх
02.05.202414:41
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Правила выживания: путешествие журналиста на дно Одессы

(обновлено: )1220
В массе фальшивящих голосом и игрой попадаются и подлинные мастера, занимающиеся уличной игрой как приработком для еды. Некоторые из них потом попадают на полупрофессиональную или даже профессиональную сцену.

РИА Новости Украина

Постоянный автор одесского издания "Думская" Леонид Кучеренко делится с читателями своими наблюдениями жизни "за гранью", в самом низу социальной пирамиды Одессы. Сегодня публикуем вторую часть его очерка. Первую читайте здесь.

Мастера на все руки

Есть и такие, как ни странно, и качество работы у них весьма высокое. Это и одиночные мастера, и целые бригады – самого разного профиля. Они выполняют сантехнические, электрические, ремонтные работы, есть бригады садовников, или, как сейчас модно говорить, "ландшафтных дизайнеров". Есть бригады универсальные, занимающиеся от такелажных и погрузочно-разгрузочных работ до ремонта домов и сложной техники. Они нигде не регистрируются, никому не подчиняются и не платят налоги.

Как-то мой знакомый взял в аренду большой подвал, заваленный всякой всячиной – досками, бутылками, водопроводными трубами, старыми газовыми плитами, книгами, газетами, пластиковыми бутылками из-под напитков. Арендатор пришел в отчаяние, узнав расценки кооперативов по очистке подобных помещений. Я ему посоветовал обратиться к такой бригаде, и он попросил посодействовать.

Нашел я ее быстро в районе вокзала. Познакомился с бригадиром. Он представился как бывший заведующий кафедрой философии одного из одесских вузов. Может быть, соврал, но его эрудиция произвела на меня впечатление. По крайней мере, с философией и серьезной художественной литературой он был знаком далеко не шапочно.

Я объяснил, что надо сделать в подвале, мы пошли, он заглянул и сказал, что это просто Клондайк, расходов на транспорт не будет. Так и получилось. Куда они дели остатки, я так и не понял. В связи с "богатствами" загашника цена оказалась не очень высока. Работа была выполнена по-стахановски быстро и чисто, ребята даже подмели помещение. После окончания работы я разговорился с бригадиром, он пригласил меня в свою "штаб-квартиру" в другом подвале.

– Ваш штаб весьма благоустроен, не во всякой квартире такой порядок!

– Для некоторых из нас это жилье, здесь мы собираемся на планерки. У нас даже есть компьютер, мы подключаемся к интернету, надо быть в курсе событий в городе и в мире, следим за заказами в социальных сетях. Вы, наверное, считаете, что мы – бригада алкашей и асоциальных людей? – смеется Константин Петрович.У нас народ не то, чтобы совсем не пьет, но употребляет куда меньше среднестатистических одесситов. Если надо, можем слегка расслабиться, но не в ущерб работе. А работы много.

Хозяин приготовил кофе, мы выпили по рюмочке и продолжили беседу.

"Вам, наверное, интересно, как мы дожили до жизни такой? Причины разные – кто вынужденно, по воле рока, Фатума, кто сознательно, как я, – продолжает свой рассказ бригадир. – Вы смотрели фильм "Пьянь" с Микки Рурком в главной роли? Это фильм о нас и обо мне.

У меня была хорошая работа, приличный заработок даже без взяток от студентов. Однажды я посмотрел на себя в зеркало и сказал: "А зачем мне эти крысиные бега"?

Вы знаете, что такое кафедра вуза? Это серпентарий, надо дружить с завкафедрой и, одновременно, иметь хорошие отношения с коллективом, иначе тебе могут снизить учебную нагрузку, а то и зарубить на конкурсе. Ради чего? Амбиций у меня нет, запросы скромные, кроме того, хочу работать тогда, когда хочу, а не приходить на работу с 10 до 18 в белом воротничке. Да и зарабатываю я здесь больше. Пенсию я и так получаю, заведующим никогда не стал бы, работа нормальная, часто на свежем воздухе.

"Штаб" мы обустроили, с ментами все схвачено, они нас не особо трогают – мы ведь хорошие мальчики, не скандалим, не дебоширим. Иногда они даже предлагают нам кандидатуры новых работников. Заказов хватает, в окрестностях нас знают, а теперь еще и интернет. Мои собеседники в соцсетях не знают, как я живу, да и не надо это им. Так что, если будут бытовые проблемы – подходите, вдруг поможем…".

Уличная "богема"

Разумеется, среди уличных музыкантов и художников немало откровенных халтурщиков и "мастеров" китча. Заработок этот, по сравнению со многими другими, не так труден и тяжел. Главное, найти свою аудиторию и потрафить их вкусу.

Больше всего уличных художников сосредоточено на Соборной площади. Там можно заказать и свой портрет, и пейзаж, а можно и приблизительную копию известной картины по принципу "любой каприз за ваши деньги".

Смотрите также: Танец Саакашвили покоряет интернет

Состав художников весьма пестр – наряду с выпускниками художественных учебных заведений есть и самоучки. Попадают они сюда разными путями. Вот рассказ одного такого портретиста:

"Я закончил худграф педагогического университета, тогда еще Педина, – говорит художник Виталий средних лет. – Творческая карьера не сложилась – может, таланта не хватило, а может, и удачи. Но я не считаю, что останусь здесь навсегда.

Вечером и ночами я пишу для себя, хожу на выставки бывших коллег, особенно молодых, продолжаю учиться. Мой час еще придет, такие примеры в истории живописи были. Главное, не слишком втянуться в эту карусель безвкусных заказов, как в рассказе Гоголя "Портрет".

А некоторые давно позабыли о молодежных амбициях и мечтах о славе. Тем более, что заработок здесь неплохой, особенно в туристический сезон. Такие коллеги гонят откровенную халтуру, не имея отношения к искусству.

"Не хочу обидеть коллег-конкурентов, но большинство из них – ремесленники, как, честно говоря, и я сама, – считает молодая художница Марина. Профессионального образования у меня нет, училась рисовать "по клеточкам". Набила руку, изучила потребности масс и включила конвейер.

Большинство художников здесь мужчины, женщин немного. Старюсь на этом играть. Некоторые заказывают портрет в целях знакомства со мной. Стараюсь их резко не разочаровывать, в процессе работы кокетничаю. Понимаю, что не стану великой, но на кусок хлеба с маслом, а иногда и икрой имею.

Это не худший способ зарабатывать на жизнь".

В Одессе много уличных музыкантов разного уровня. Одни бренчат на струнах, не выходя за пределы трех аккордов. Кто-то ходит с песнями по трамваям и троллейбусам, другие стоят на одном, заранее оплаченном в том числе полиции, месте. Несколько лет назад в подземном переходе на углу Дерибасовской и Преображенской замечательно пела немолодая женщина. Репертуар у нее был классический, явно профессиональная певица, вышедшая в тираж.

Читайте также: Планы на будущее. Страну доведут до полной нищеты, а потом развалят — Степанюк

"Транспортные" певцы и музыканты менее профессиональны, чаще всего это барды и исполнители популярных песен.

Игра на улице требует большЕго уровня исполнительского мастерства. Помню, меня лет двадцать назад просто потряс слепой бандурист, игравший около гостиницы "Большая Московская" на Дерибасовской. В этот момент около него не было слушателей, он меланхолично перебирал струны, исполняя "Лестницу в небо" великих "цеппелинов". И это было замечательно и профессионально, особенно с таким необычным инструментом, который, впрочем, весьма богат, особенно в руках мастера.

Но вернемся к "транспортникам".

"Репертуар у меня скромен, выбираю популярные мелодии – Виктор Цой, Окуджава, Никитины, – говорит похожий на стареющего хиппи, бородатый и лохматый мужчина средних лет Павел.Музыкант из меня никакой, жму больше на жалость и громкость. Хриплый голос позволяет исполнять некоторые песни Высоцкого, который всегда в моде. Зарабатываю не очень, но зато свободен и не стою под дождем и снегом, как те, что работают на месте".

В массе фальшивящих голосом и игрой попадаются и подлинные мастера, занимающиеся уличной игрой как приработком для еды. Некоторые из них потом попадают на полупрофессиональную или даже профессиональную сцену.

"С детства люблю музыку, "звездой" так пока еще не стал, – признается молодой гитарист Олег. – Но верю в чудо, которое приходило ко многим известным музыкантам".

Последняя, самая высокооплачиваемая категория нигде не зарегистрированных музыкантов – ресторанные "лабухи". Через это прошли практически все известные гитаристы.

"Раньше работать было сложнее, чем сейчас, из-за идеологического контроля со стороны КГБ, – вспоминает ветеран ресторанной и свадебной музыки, известный и сейчас в городе музыкант, выступающий иногда даже перед большой аудиторией, сам он предпочитает именоваться "Джонни". У нас был утвержденный репертуар, за пределы которого мы выходили только тогда, когда публика была уже "никакой" и можно было оттянуться и поиграть в кайф для себя.

Читай также: Заявка на будущее: блеск нищеты и бюджетный кризис осенью

Единственное, что было в советские времена удобно – нас почему-то практически не цепляли "бэхи" (ОБХСС – отдел милиции по борьбе с хищениями социалистической собственности, враги фарцовщиков и других подпольных коммерсантов советского времени, – Ред.). Они сквозь пальцы смотрели на наши скромные авто и даже дачи. Может, им команду дали не трогать нас?

Главное, не спеть лишнее, поэтому все мы следили за списком запрещенных песен. Один мой друг позарился на большое вознаграждение и на проводах в "Землю обетованную" он исполнил гимн Израиля. Больше его не пускали в рестораны".

Продолжение следует…

Самое читаемое
    Темы дня