наверх
30.04.202422:37
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Олег Устенко о главных месседжах бюджетного процесса 2016-2017

Шоковая терапия: тарифы, платежки, протесты. (478)

(обновлено: )108251
Гройсман обещает реалистичный и непопулистский госбюджет на 2017 год. Помимо роста расходов на оборону, может увеличиться зарплата бюджетинков, расходы на ремонт дорог и поддержку фермеров. Одновременно в Кабмине заговорили о секвестре госбюджета этого года.

Наталья Печорина, РИА Новости Украина

Премьер-министр Украины Владимир Гройсман пообещал, что госбюджет на 2017 год будет реалистичным, а его приоритетом станут расходы на оборону на уровне 5% от ВВП.

При этом в бюджете-2017 Кабмин предусмотрел увеличение зарплат учителям, поддержку малых фермерских хозяйств, создание Дорожного и Энергетического фондов, увеличение финансирования дипломатических представительств Украины за рубежом. Одновременно стало известно, что правительство рассматривает возможность секвестра госбюджета 2016 года. Провален план приватизации и запланированные поступления от продажи госсобственности в сумме 17 млрд гривен вряд ли будут отмечены в доходной части бюджета.
Кроме того, растет дефицит сводного госбюджета, за январь — июль 2016 года он составил 22,8 млрд гривен.

Исполнительный директор Фонда Блейзера Олег Устенко в интервью РИА Новости Украина рассказал о принципах, которые помогут украинской власти справиться как с дефицитом госбюжета, так и достичь его бездефицитности в следующем году.

Олег, премьер-министр обещает реалистичный и непопулистский проект госбюджета на 2017 год. Это реально?

— Хотелось бы отметить несколько важных моментов. Во-первых, страна не может жить в условиях хронического дефицита госбюджета на протяжении всей своей новейшей экономической истории. Это ненормально, из-за этого идет постоянное накопление долгов. Только в этом году Украина должна будет заплатить за обслуживание своего внутреннего и внешнего государственного долга порядка 5% ВВП, и это только проценты. По всем параметрам это нестабильная и ненормальная ситуация, Украина продолжает накапливать долги, которые лягут на плечи следующих поколений. Гройсман говорит, что 5% ВВП нужно потратить на оборону. Ровно такую же сумму мы отдаем за обслуживание наших внутренних и внешних долгов. Это колоссальная величина – мы должны расти темпами хотя бы в 5% в год для того, чтобы иметь возможность рассчитываться по процентам. Меньший рост означает одно – мы осознанно идем на то, что наш бюджет будет становиться все меньше и меньше.

Второй месседж состоит в том, что Украина должна понимать: никто на рынке капитала ей не одолжит денег ни в этом, ни в следующем году. Страна находится в состоянии резкого падения экономики 2014-2015 годов, кумулятивный уровень инфляции при этом составил порядка 90% за три года, денежная единица потеряла 2/3 своей стоимости. Я уже не говорю о том, что по версии Bloomberg Украина находится на третьем месте по вероятности объявления дефолта, которая оценивается в 17,8%. Украине негде занимать на внешних рынках. В случае с Украиной единственный источник покрытия дефицита госбюджета — это заимствования у международных финансовых институций. Но они, особенно если речь идет об МВФ, как правило не перекрывают дефициты государственных бюджетов. То, что происходило в Украине, когда часть первого транша МВФ в 2014 году предназначался для покрытия дефицита госбюджета, это походило, скорее, на исключение, чем на обычную практику.

Единственный источник покрытия дефицита — это попытка получить какие-то средства от фонда и параллельно — из других источников, например миллиард долларов кредитных гарантий от правительства США, от ЕС можно частично получить макрофинансовую помощь, но рассчитывать на это в долгосрочной стратегии точно нельзя.

Кстати, без подготовленного проекта бюджета Украина уже не получит деньги от МВФ. При рассмотрении этого вопроса в июле, проект бюджета не требовался, но украинская власть опять упустила благоприятный для себя момент. По внутренним процедурам МВФ (что в общем то абсолютно логично), чем ближе дело к октябрю, тем вероятнее, что нужно будет показывать детализированный проект госбюджета.

Что можно сделать в этой ситуации?

— Украина не имеет другого выхода кроме как продолжить снижение дефицита госбюджета. И тут есть два варианта, которые можно задействовать параллельно. Надо понимать, что в краткосрочной перспективе нельзя снизить дефицит за счет увеличения доходной части. Как правило, режется расходная часть бюджета. Тем не менее, есть механизм увеличения доходной части госбюджета (если это надо сделать немедленно, а другого выхода просто нет), за счет увеличения акциза на подакцизную группу товаров, по большому счету, других вариантов повышения доходной части нет.
Но чтобы эффект сработал, необходимы параллельные меры. Например, увеличение акциза на сигареты как правило идет с установлением минимальных цен на них. И так же — по части других групп подакцизных товаров, например, по алкогольной продукции. Если акциз растет без установления минимальных цен, как в Украине, то немедленно открываются контрабандные каналы. В условиях низкого уровня эффективности всего государственного управления это может стать существенным риском. Акцизы поднимаются, а поступления в бюджет не увеличиваются, теневой сектор растет.

Уменьшить дефицит госбюджета в краткосрочной перспективе можно также за счет урезания затрат. Подход простой: перераспределяешь и режешь. Как правило, эта рекомендация работает в странах с нормальным развитием институций и низким уровнем коррупции. Поэтому, параллельно с ростом акцизов и урезанием затрат в Украине, как стране с высоким уровнем коррупции, можно использовать метод снижения дефицита государственного бюджета за счет преодоления коррупционных явлений. Но не уровне ректоров или судей (хотя, конечно, и это важно). Речь идет о коррупции в госзакупках.

О какой сумме может идти речь?

— В этой связи, обращают на себя внимание заявления украинских политиков, с их оценками 5 млрд долларов, которые выводились через различные коррупционные каналы при осуществлении государственных закупок. Представьте себе, что если даже на госзакупках удастся уменьшить уровень коррупции вполовину, то получится сэкономить сумму, равную 2-2,5% ВВП Украины или 2,5 млрд долларов. Если правительство в состоянии это сделать, то автоматически сократится расходная часть госбюджета и таким образом снизится дефицит с ожидаемых 5%-6% до 3-4% только за счет этого шага.

Этого окажется достаточно?

— Есть еще один радикальный шаг, и я не знаю, решится ли Минфин Украины на его применение. Метод называется Zero-based budgeting, т.н. бюджет с нулевой базой, когда необходимо обосновывать все расходы от нуля, а не от достигнутого, то есть в бюджетном процессе все расходы любого ведомства каждый раз пересматриваются заново, а не по отношению к предыдущему году.

Сейчас украинские министерства увеличивают свой бюджет с учетом инфляции. Но для нашей ситуации это не самый лучший вариант. Бюджет с нулевой базой просто необходим, если страна действительно пытается бороться с коррупцией. Суть этого подхода в том, что бюджет на науку, образование, медицину, оборону и т. д. формируется путем доказательства необходимости расходов на каждую функцию. Тогда легко принимать решения по каждому ведомству и региону, но для коррупционеров — это самый негативный вариант, нужно не только доказать необходимость расходов, сами расходы становятся открыты и понятны обществу, а не только специалистам по госфинансам.

Я уверен, что имплементацию такого рода бюджетирования поддержат своей технической помощью и эксперты МВФ, и Мировой банк, и ЕС. Под такую концепцию с радостью дадут денег и будут консультировать. Вопрос — пойдут ли на это украинские политики?

Хотя с таким методом можно выйти даже не бездефицитный бюджет. Доходы могут чуть увеличиться за счет введения минимальных цен на подакцизные товары, а расходы, наоборот, снизиться за счет устранения коррупционной составляющей из госзакупок.

Но, насколько я понимаю, такое решение не только экономическое. Для его применения на практике нужна политическая воля. С другой стороны, если ты загнан в угол и нет другого выхода, это может заставить украинскую власть действовать жестче. Жестче – прежде всего по отношению к себе, а не по отношению к населению.

Самое читаемое
    Темы дня