наверх
26.04.202419:36
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Налоговый кодекс, кредитная игла и варианты развития Украины

Экономика кризисного времени: 2015-2016 (619)

(обновлено: )2386110
Два варианта развития Украины представлены в налоговых кодексах Кабмина и депутатов. Или экономика закончит свой путь на кредитной игле МВФ, или пройдет мучительный путь оздоровления, возвращения в "реальный мир".

Марат Пригожин, РИА Новости Украина

Бюджет Украины на 2016 год хотят верстать с новыми налогами. Минфин готовит расчеты на основе собственных предложений по налоговой реформе, но существует еще один проект. И от того, какой вариант выберет Верховная Рада Украины, зависит дальнейшая судьба страны. Ведь если уничтожить экономический "базис", то следующим в списке на уничтожение станет "надстройка" в виде политики.

Синяя или красная таблетка?

Украина стоит на распутье, как Нео в "Матрице". От выбранной "таблетки" зависит вся дальнейшая судьба. Для нас выбор пути сконцентрирован в вариантах налоговой реформы. 

Два законопроекта налоговой реформы, правительства и народных депутатов, содержат два разных пути развития экономики. Минфин настаивает на своем варианте, но сторонников надеть себе на шею ярмо в угоду "прекрасной даме", министру финансов Наталье Яресько, видимо не найдется среди депутатского корпуса. Нет сторонников у предложения ликвидировать систему упрощенного налогообложения, нет желающих и дальше уплачивать наперед грандиозные поборы в виде НДС и других налогов. В парламенте, где заседают представители крупного украинского бизнеса и лоббисты интересов бизнес-кругов нет слабоумных, которые собственными руками ухудшат условия ведения бизнеса, и дальше будут склоняться перед всесилием карательного аппарата налоговой. 

Кодекс главы комитета ВР по налогам Нины Южаниной, в отличие от правительственного, оставляет систему упрощенного налогообложения и снижает налоговый пресс и может превратить фискальную службу из карательного аппарата в сервисный, лишенный права на самостоятельные проверки и штрафы.

Президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко считает, что законопроект Минфина лишь имитирует реформы, в отличие от предложений депутатов.  

"Более эффективный, реформаторский — это налоговый кодекс Южаниной. То, что предлагает Минфин, это не реформа, а имитация. Южанина предлагает изменить систему работы фискальной службы путем введения электронного кабинета. Таким образом можно минимизировать общение налогоплательщика и проверяющего. И главное, она (Южанина) предлагает реальное снижение фискального давления. Если мы хотим хоть какого-то развития экономики, нужно сделать ставки налогов ниже европейских", — подчеркнул Охрименко. 

Он также отметил, что законопроект Южаниной решает и болезненный вопрос с упрощенцами. В нем предлагается компромиссное решение, но лицам, которые заняты в малом бизнесе, предлагается простая система налогообложения. 

Читайте также: Налоговая реформа и поддержка МВФ пересекаются

"Кодекс действительно предлагает реформы. Предложения Минфина — в стиле "перекрасить фасад". Остается та же громоздкая налоговая система, не решается проблема с НДС, нет даже попытки. Есть куча декларативных заявлений, которые в нашей экономике не работают. То, что они (Минфин) предлагают — оставляют старую налоговую базу и дополнительно вводят новые налоги", — подчеркнул Охрименко. 

"Беда в том, что ни Яресько, ни МВФ не обращают внимания на реалии экономики Украины. Когда они пишут проект, то берут за основу Америку, потому что там "это работает". Но в Америке много что работает…", — добавил эксперт.

Яма кредитной "наркомании"

Правительство Украины сидит на "кредитной игле" МВФ и, конечно же, нет ничего ужаснее прекращения этого "кайфа". За два года фонд влил свыше 10 миллиардов долларов только по своим программам. И половина кредитов попали в ЗВР страны, но вот вторая… Путь этих денег отследить непросто. Из почти 4 миллиардов, выделенных фондом на сокращение дефицита бюджета, часть пошла на оплату долгов перед российским "Газпромом", а вот еще часть просто растворилась в недрах Минфина, и со стороны отследить дальнейшую "жизнь" займа практически невозможно. Кстати, премьер Яценюк никогда не утруждал себя публичным отчетом об использовании заемных средств, которые государство должно будет вернуть.

Так же самый честный премьер на земле никогда не рассказывал общественности, куда пошли миллиарды финансовой помощи международных финансовых организаций и отдельных стран. В 2014 году Украина вне программы с МВФ получила средства в размере минимум 5 млрд долларов. В этом году также были поступления финпомощи. О судьбе этих денег знает только премьер и министр финансов. А вот налогоплательщики, которых будут прессовать налогами, чтобы наскрести нужные суммы на возврат, не только не знают, но даже не хотят знать, как Яценюк тратит их деньги.

Правительство хочет кредитоваться и дальше, потому что вытаскивать экономику из пропасти тяжелее, чем толкнуть ее туда, да и знать нужно хоть что-то кроме теории "распила".    

Welcome to the real world

Что может быть альтернативой кредитованию фонда? Какие кредиты нужны экономике Украины? Экономические эксперты не раз подчеркивали, что МВФ не кредитует развитие экономики. Фонд выдает кредиты на стабилизацию государственных финансов, которые расшатываются, в основном, из-за слепого следования советам экспертов МВФ.

Правительству Яценюка кредиты МВФ нужны были для достижения личных целей. Об экономике страны никто не думал. Иначе правительство и руководство НБУ никогда бы не допустило неконтролируемой девальвации, как это сделал Степан Кубив по рекомендации МВФ, и падения потребительского спроса, который двигает торговлю любого государства. Украинских потребителей, простых граждан, правительство поставило на грань выживания подняв в разы коммунальные тарифы и оставив один на один с подешевевшими гривневыми зарплатами.

Теперь, продвигая свою налоговую реформу, правительство хочет добить экономику Украины окончательно, кивая при этом на МВФ. Ведь случится вселенская катастрофа, если нам откажут в очередном кредите! На самом деле, уже не важно, будет ли очередной кредит или нет. Кстати, отказ в продолжении кредитного "кайфа" нашего правительства — будет большим везением для остальных жителей Украины.

Да, как и с обычными наркотиками, "ломка" неминуема и без кредитов. "Под удар" попадет многострадальный курс гривны. Однако, девальвацию было бы не остановить и с кредитом. Еще не объявлены официальные результаты выборов в местные советы, а гривна ослабла на межбанке с 22 до 23 грн за доллар только за неделю ноября. Население морально готово к любому значению доллара, хоть оптимизма это не добавляет. А розничные цены могут повышаться только с оглядкой на возможности покупателей купить хоть что-нибудь.

Александр Охрименко отмечает, что если принятие проекта Южаниной приведет к прекращению кредитования МВФ, "это будет большой успех".

"Чем быстрее Украина избавится от советов МВФ, тем быстрее наступит экономический рост. Думаю, уже все поняли, что все советы и рекомендации МВФ ошибочны. Мы уже полтора года живем по рецептам МВФ. Падение экономики это, прежде всего заслуга фонда. Чем быстрее они закончатся, тем лучше.

Мы все равно не можем пользоваться кредитами, которые они дают, они идут на погашение старых кредитов. Советы дают исключительно ошибочные. Если законопроект Южаниной будет принят, то нам не нужны будут кредиты. Из оффшоров придут суммы, значительно превышающие деньги, которые может дать МВФ", — уверен эксперт.

Если же депутаты примут законопроект Минфина, то падение экономики продолжится. "Будет такое же падение экономики, как и в 2015 году. Экономика будет уходить в тень, предприятия будут закрываться, ВВП продолжит падать", — прогнозирует Охрименко.     

Введение новой системы налогообложения может дать экономике Украины шанс на развитие, а может включить "обратный отсчет" экономической катастрофы. Даже если депутаты захотят отложить налоговую реформу, к проектам законов придется вернуться.   

Самое читаемое
    Темы дня