наверх
24.04.202420:41
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Бюджет-2016? Только с новыми налогами!

Экономика кризисного времени: 2015-2016 (619)

(обновлено: )328621
Есть ли проект бюджета на 2016 год или нет? Непростой вопрос. Минфин обещает представить депутатам финансовый документ страны вместе с налоговой реформой. Но изменения в налоговую систему, которые предлагает Минфин, должны еще поддержать депутаты.

Марат Пригожин, РИА Новости Украина

Бюджетный процесс в нынешнем году обещает быть напряженным. Остроты ситуации добавляет налоговая реформа, которую Минфин затеял по настоянию МВФ, и к которой в порядке "частной инициативы" подключились затем депутаты. В результате, получилось два разных проекта реформы и отсутствие консенсуса между законодательно и исполнительной властью. Даже традиционный козырь правительства — МВФ — может не сработать, так как фонд несколько разочаровался в украинской исполнительной власти, чтобы ее безоговорочно поддерживать.

Обещания Яресько   

Проект бюджета на 2016 год просуществовал в бумажном виде несколько часов: его подал Кабмин 14 сентября в Верховную Раду, чтобы в тот же день отозвать на доработку. Это объяснялось тем, что бюджет сформирован на старой налоговой базе, и после налоговой реформы в проект нужно будет вносить коррективы.

Основой документа был утвержденный Кабмином макроэкономический прогноз на 2016 год в двух сценариях, предусматривающих рост ВВП на 2% и спад на 0,3%. Прогноз инфляции по первому сценарию был на уровне 12%, по второму — 14,7%. 

После отозвания проекта госбюджета на 2016 год пришла очередь обсуждения налоговой реформы. Изменения в систему налогообложения правительства Украины не вызвали особых восторгов. И неудивительно, потому что больше всего "реформа" от Минфина похожа на усиление налогового пресса на большую часть граждан, которым посчастливилось проживать под управлением правительства "технократов". 

Проект в представлении министра финансов Украины Наталии Яресько был безальтернативным: или принимаете, или Украина не получит помощи МВФ. Усиление налогового пресса технично "списывалось" на желание МВФ именно таких реформ. С другой стороны именно фонд никогда не требовал от правительства конкретных действий по конкретным проблемам. Наоборот. Фонд требовал от правительства решения конкретной проблемы в экономике, но никак не выполнения какого-то утвержденного плана. Выбор методов оставался и остается за правительством.

Так и в случае с налоговой реформой. От правительства требуют расширения налоговой базы, чтобы Киев мог погасить взятые ранее кредиты. Но конкретные методы при этом, видимо, не обсуждались, а эксперты фонда предложили свое видение проблемы, которое Минфин и взял за основу своей реформы.

В ответ на это парламентский комитет по налогам под руководством Нины Южаниной разработал альтернативный проект налоговой реформы, который отличался от правительственного радикальным снижением ставок налогов.

В итоге правительство решило внести проект госбюджета на 2016 год на рассмотрение Верховной Рады только вместе с налоговой реформой, но без цифр. 

"Правительство не видит смысла вносить цифры, когда внутри коалиции пока нет единого подхода к налоговой реформе. Когда этот подход будет наработан и утвержден, правительство тут же внесет на новой налоговой базе проект госбюджета на 2016 год", — заявил вице-премьер Вячеслав Кириленко.

Экс-министр экономики Украины, экономист Виктор Суслов сомневается в существовании проекта госбюджета на 2016 год. 

"Как известно, проекта бюджета не существует, потому что не приняты изменения в налоговое законодательство, и неизвестно, какие будут приняты (проект налоговой реформы КМУ или Южаниной), поэтому проекта бюджета не существует", — подчеркнул Суслов.

Руководитель проекта "Успешная страна" Андрей Блинов отмечает, что Минфин готовит проект госбюджета на базе своего проекта налоговой реформы. 

"Налоговое законодательство разрабатывалось в августе — начале сентября этого года… Никого не убедив в своей правоте, общественность и депутатов, пока сделали расчет на нем. С этим решительно не согласен комитет Южаниной (по вопросам налоговой и таможенной политики), там есть альтернативные подсчеты", — отметил Блинов.

Эксперт также добавил, что против депутатского варианта налоговой реформы уже развернулась  информационная война.  

"Приходилось встречать мнения, что принятие этого проекта (Южаниной) приведет ко вводу российский войск, бешеной инфляции… Логика странная, есть мнение, что идет информационная война Минфина с парламентом и около парламентскими активистами, которые видят иной модель налоговой реформы. Сложность процесса в том, что налоговая реформа комитета более разумная и прогрессивная в плане ставок и администрирования, она дает хоть какие-то стимулы для выхода бизнеса из тени, тогда как правительственный вариант эту проблему не решает", — сказал Блинов.

В то же время, вероятность поддержки правительственного варианта налоговой реформы минимальная.

"Мне кажется, что Минфин не набирает (за проект) 226 голосов даже близко. Безусловно, необходим диалог, какая-то комбинация или микширование законопроектов", — добавил эксперт.

МВФ как ревизор налоговой реформы

Одним из требований МВФ для продолжения сотрудничества с Киевом является утверждение бюджета с дефицитом не более 3,7% ВВП. Правительство собирается достичь этого "обрезанием" социальных расходов. При этом, объяснение у Яресько традиционное — так хочет МВФ. В случае с сокращением на 25% расходов, получается, что фонд мечтает о голодной смерти части украинского населения, которое не в состоянии прожить на доходы, в три раза подешевевшие после реформ Яценюка, при инфляции в 50%, росте коммунальных тарифов в 3 — 6 раз и прочих "прелестях" работы Кабмина "именем МВФ".

При этом, министр финансов даже не заикается о сокращении расходов на содержание министерств и ведомств, поиске других вариантов урезания расходов бюджета, а не только социальных. Зачем нужно Министерство экономики и торговли, если то и другое сокращается двузначными величинами? Зачем нужны природные монополии, которые генерируют убытки при любом повышении тарифов?

К тому же, в условиях сокращения экономики правительство создает новое министерство "правды", тратит некие средства на "стену Яценюка", которую так никто и не видел, и прочие расходы, без которых вполне можно было обойтись. Яркий пример — новая "полиция", в которую вбуханы миллиарды гривен, но результат проекта довольно сомнительный.

Андрей Блинов отмечает, что с поддержкой МВФ именно правительственного варианта проекта налоговой реформы все не так просто. "Здесь тоже имеет место интерпретация, связанная с работой консультантов и заявлений Международного валютного фонда. Насколько я знаю, Жером Ваше (представитель МВФ в Украине), который говорил о неприемлемости других проектов, с ним встречалась рабочая группа (комитета ВР) и рассказала о существовании альтернативы, и каким образом можно минимизировать потери бюджета, который Минфин оценил в 200 миллиардов гривен (при внедрении реформы Южаниной)", - добавил эксперт. 

По его словам, представители группы разработчиков проекта говорят, что цифры завышены, речь идет сумме в 130 —170, и ее можно еще сократить компромиссными решениями.

"Когда МВФ узнал, что существует разумная и поддерживаемая частью общества альтернатива, перестал быть категоричным. Его заявления больше сводились к тому, что Минфин предлагает реалистичную реформу, но это не значит, что другие предложения являются плохими, как это было подано, в том числе чиновниками Минфина", - подчеркнул Блинов.

"МВФ жестко требует, чтобы дефицит госфинансов не превышал 3,7% ВВП. Вопрос, как сочетать налоговую реформу и сдержанность в госфинансах. Правительство и Минфин молчит, как провести сокращение расходов бюджета, в том числе на чиновников и на некоторые функции. Эти вопросы сознательно замалчиваются. Мы вообще не слышали серьезные инициативы по сокращению расходной части бюджета, Минфин все больше говорит о доходной", — говорит аналитик. 

Глава секретариата Совета предпринимателей при Кабинете министров Андрей Забловский также считает, что позиция МВФ очень простая. "Нужно покрыть разрыв в бюджете в 150-200 миллиардов другими компенсаторами, чтобы дефицит бюджета в следующем году не превышал 3,7% от ВВП. А размер ставок для МВФ безразличен. Минфин предлагает частично закрыть бюджетную дыру за счет легализации игорного бизнеса, добычи янтаря и т. д. При этом даже сама министр заявила, что детенизация зарплат не произойдет быстро… И у главы комитета Нины Южаниной есть расчеты, которые часть этой дыры покрывают. И нам нужно будет убедить МВФ в том, что мы сможем перекрыть эти 150-200 миллиардов. Тогда, возможно, МВФ откажется от такой жесткой позиции", - подчеркнул Забловский.

Пока все страсти сосредоточены вокруг изменения налоговой базы, о бюджете на следующий год можно и не думать. Ранее спикер ВРУ Гройсман попросил правительство не тянуть с бюджетом до Нового года. Но сейчас редкий случай, когда все зависит от депутатов. Чем быстрее они определятся с налоговой реформой, тем скорее получат возможность обсудить новый бюджет.

Самое читаемое
    Темы дня