наверх
23.04.202415:17
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Налоги и реформы. Что противопоставить кодексу Южаниной?

(обновлено: )260570
Законопроект Южаниной по изменениям налогообложения вызвал поток эмоциональных комментариев. Главным аргументом против депутатского проекта — это угроза МВФ свернуть кредитование Украины, а поддержать проект должны бизнесмены, уставшие от засилья фискалов.

Марат Пригожин, РИА Новости Украина

В парламенте зарегистрирован проект налоговой реформы, разработанный в профильном комитете Рады в качестве альтернативы правительственному проекту. Депутатский проект отличается от правительственного по идее и конкретным предложениям. Вместо "завинчивания гаек" и дальнейшего усиления налогового пресса на бизнес и население предлагается снижение налогов для всех категорий плательщиков и коренное реформирование налоговой службы.

Ранее МВФ высказывал предостережение, что в случае принятие т.н. проекта Южаниной,  

Облегчить/усилить налоговый пресс?

В налоговой реформе правительства Минфин предлагает установить налог на доходы физлиц, размер единого социального взноса, НДС и налог на прибыль на уровне 20%. Это предложение уже получило лозунг: "все по 20". По словам Натальи Яресько, главная задача изменений — это упростить ведение бизнеса и уменьшить налоговую нагрузку на предпринимателей. Вместо бизнеса как такового она будет переложена на население — наемных работников, которые состоят в трудовых отношениях, в том числе и с частными компаниями.

Следующей новацией от Минфина должно стать сокращение видов и количества предпринимателей, работающих по упрощенной системе налогообложения. Кроме того, правительство предлагает повысить до 20% ставку единого налога оставшимся упрощенцам.

В отличие от правительственного законопроекта, проект, поданный главой комитета ВР по вопросам налоговой и таможенной политики Ниной Южаниной, предполагает снижение налоговых ставок практически для всех категорий бизнеса. В то же время, предложенная реформа расширяет базу налогообложения и выводит из "тени" доходы, которые сейчас остаются вне поля зрения налоговой.

Из основных новаций проекта Южаниной — уплата НДС и налога на прибыль по ставке 15%, единый налог — в пределах 10% и заявочный принцип декларирования предпринимательской деятельности для физлиц. Также снижается размер единого социального взноса, который выплачивает работодатель с зарплат работников. Кроме того, остается льготный режим налогообложения для животноводства, а для остальных аграриев вводится режим возмещения НДС, в частности, при экспорте зерновых культур.

По мнению разработчиков законопроекта, режим упрощенного налогообложения остается, так как заставить уйти с этого режима бизнес невозможно, чтобы это сделать нужно создать благоприятный бизнес-климат. Правда, с целью расширения налоговой базы предлагается пересмотреть размеры годовых оборотов для упрощенцев 3-й группы и ввести для них более гибкую систему уплаты налогов.

Основной объект реформирования

В отличие от правительственного законопроекта, предложения реформы парламентского комитета касаются "святого" — деятельности налоговой службы и схем, которые питают коррупцию в ведомстве.

В реализации идеи превратить карательный орган в сервисный центр для налогоплательщиков заложены принципы борьбы с коррупцией и реформирования устаревшей системы, которые так долго добиваются иностранные кредиторы в лице МВФ от правительства Украины.

Законопроект Нины Южаниной предлагает упразднить районные налоговые в нынешнем виде и максимально сократить общение налогоплательщиков с налоговиками путем повсеместного внедрения электронных кабинетов налогоплательщиков. Если районные налоговые превратить в сервисные центры, то в первую очередь сократиться число контролеров и в целом численность штата налоговой. Чтобы инспекторы "не потерялись" в новой жизни, им предлагается попробовать себя в качестве частных налоговых консультантов, и таким образом доказать, что их услуги и знания действительно стоят тех денег, которые сейчас платит государство. 

Кроме того, предлагается лишить ГФС права выдачи собственных нормативных актов, которые сейчас усложняют "жизнь" каждого бухгалтера, и передать эту функцию в Минфин, которому подчиняется служба.

Еще одним революционным новшеством является создание открытого, всем доступного, электронного реестра, на возмещение НДС. Сейчас возможность получить НДС напрямую зависит от "благорасположенности" конкретного сотрудника ГФС. Предприятия могут годами ждать возмещения или за "долю малую" получить его в обход всех претендентов. Если же будет существовать всем доступный список, где выплаты будут проводиться в порядке очередности, то  сам процесс публичной заявки на корню уничтожит повод для коррупционных действий налоговиков. Бизнес будет знать, когда сможет получить возмещения, исходя из суммы, заложенной в госбюджете и своего места в реестре.

Еще одним новшеством является предложение вывести из тени суммы высоких зарплат топ-менеджемента, которые помогают минимизировать выплаты единого социального взноса (ЕСВ). В настоящее время не облагаются выплатами зарплаты свыше 17 минимальных зарплат. По этой схеме собственники выплачивают двум-трем сотрудникам компаний зарплаты от 100 до 500 тысяч гривен, а все остальные получают минималку. Естественно, ЕСВ к уплате в фонды меньше, чем если бы все получали "по-белому". Депутаты предлагают это ограничение упразднить, а для лиц, которые и дальше будут получать высокие зарплаты, эти налоги будут перечисляться на накопительные счета в госбанке, чтобы по выходе на пенсию эти доходы были доступны. По данным Пенсионного фонда, последние два года растет количество фирм, где менеджмент получает высокие зарплаты, которые не облагаются налогами: с 4,5% в 2013 году до 7,8% за неполный 2015 год. Естественно, если эти доходы будут выведены из тени, то поступления в социальные фонды вырастут.

На пути законопроекта Южаниной стоит вердикт МВФ. Насколько нужно опасаться прекращения кредитования? Ведь за все время работы Украины и фонда ситуация с доходами бизнеса и населения только ухудшается, и сейчас речь идет о сокращении бизнес-активности и платежеспособного спроса населения.

Эксперт по вопросам экономики Всеволод Степанюк считает, что вердикт МВФ по кодексу Южаниной продемонстрирует, зачем фонд работает в Украине — для разрушения экономики или ее развития.

"Кодекс Южаниной дает возможность развиваться бизнесу, в случае его принятия, и упраздняет коррупционное начало в налоговой службе. Она становится сервисной службой, а не карательной, и в этом есть громадный позитив", — отметил Степанюк.

Эксперт добавил, что при уменьшении налогов и упрощении их администрирования первый год или даже два сбор налогов будет ниже. "Будет недопоступление в бюджет порядка 10 миллиардов долларов. Но все бизнесмены и экономисты знают, что во время перехода с одной модели на другую что предприятия, что государство берут кредиты. Кредиты нужны для реформ и компенсации тех потерь, которые неизбежны… Именно МВФ, по логике вещей, должен эти потери компенсировать в виде своих программ", - добавил аналитик.

"Что мы видим на самом деле? Все кредитные программы МВФ заточены под то, чтобы полностью добить украинскую экономику. Логика МВФ — это уничтожение, а не помощь в кризис. Там, где поработал МВФ, остается "выжженная земля". И это будет момент истины, пойдет ли МВФ на кредитование развития Украины, потому что пока он кредитует разрушение. Все рецепты фонда идут на разрушение национальной экономики, а не на развитие", — подчеркнул эксперт.

По его словам, налоговый кодекс Южаниной — это один из шагов в правильном направлении, но без последующих действий в экономике вряд ли кодекс принесет много пользы. "Но это первый шаг в правильно направлении, и если МВФ его не поддержит, то я бы вообще выгнал МВФ, так как он продемонстрирует, зачем он здесь находится", — сказал Степанюк.

В скором времени Верховной Раде предстоит определиться, каким будет режим налогообложения украинцев в ближайший год. "Все по 20" или либеральный налоги? Кредит МВФ или развития экономики? 

Самое читаемое
    Темы дня