наверх
26.04.202410:52
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Кабмин снизит тарифы, когда поймет, что они не работают – Землянский

Тарифные протесты. (299)

(обновлено: )111740
Эксперт по вопросам энергетики Валентин Землянский не исключает, что под давлением общественности правительство снизит тарифы. О причинах такого прогноза, а также о том, к чему приведут неплатежи в энергетике, в интервью эксперта радиостанции 106 FM.

НАК "Нафтогаз Украина" должны более 21 миллиарда гривен. Такой долг перед компанией накопили теплоснабжающие компании тепловых электростанций и прямых промышленных потребителей. При этом, по данным "Нафтогаза", по сравнению с прошлой неделей задолженность уменьшилась на 54 миллиона гривен.

О том, что означает такая сумма долга и к каким последствиям может привести, в эфире радиостанции Голос Столицы прокомментировал эксперт по вопросам энергетики Валентин Землянский.

Этот долг в размере 21 млрд грн как-то влияет на работу "Нафтогаза"?

— Естественно, любой долг  влияет, но нужно понимать, что  возник он не сегодня. То есть  это долг, который прирастал за несколько последних лет, и последних два года динамика усугубилась. Это проблемы расчетов, прежде всего, коммунальной энергетики, с НАК "Нафтогаз" Украины за поставленный газ. Но помимо этого, НАК еще насчитывает штрафные санкции в виде пени для тех же теплокоммунэнерго, которые не в состоянии их покрыть по той просто причине, что при формировании задолженности населения, допустим, теплокоммунэнерго не имеют права выставлять штрафные санкции – ту же самую пеню. То есть, по сути дела, ТКЭ не имеют ресурсов для того, чтобы покрывать вот эти долги, которые возникли у населения перед ТКЭ, и соответственно, эти долги автоматом возникают перед НАК "Нафтогаз" Украины за газ, который тот поставил для производства тепла и горячей воды.

Есть данные, что на прошлой неделе долг был на 54 млн грн больше. За счет чего удалось это сделать?

— Эта цифра постоянно плавающая, потому что НАК регулярно, практически еженедельно публикует  эти данные. Динамика идет то  немного на повышение, то немного на снижение. То есть, в данном случае у нас принципиально является проблема, что по инициативе НАК были арестованы счета 104 ТКЕ, в том числе и "Киевэнерго". И по сей день счета не разблокированы. Вопрос принципиально в том, что на сегодняшний день ТКЭ не могут воспользоваться средствами, которые мы с вами платим за горячую воду, зимой будем платить за тепло, вот сейчас они не могут воспользоваться этими средствами для подготовки к отопительному сезону.

Получается, обычный потребитель платит деньги в никуда, они попадают на арестованный счет?

— Вопрос в том, что компания  этими деньгами воспользоваться  не может. То есть идет расщепление  по обязательно оплате газа, деньги  направляются НАК "Нафтогаз" Украины в том числе в счет  погашения долга, потому что в  принудительном порядке средства списываются в пользу НАК "Нафтогаз" Украины. Так что это не в никуда, это конкретно НАК "Нафтогаз" Украины переходят эти деньги.

А если долг предприятия перед НАК "Нафтогаз" Украины будет расти, к чему это может привести?

— Неплатежи в энергетике, не обязательно, чтобы это был НАК "Нафтогаз" вообще в целом по системе, это могут быть и облэнегро, это может быть ТКЕ, ведет к сбоям, к определенному коллапсу функционирования системы. Вот если эти неплатежи становятся лавинообразными, почему очень часто поднимается эта тема нашими политиками в том числе, они очень любят на ней спекулировать, но если реально такая ситуация произойдет, то это действительно приведет к коллапсу. То есть, если нет денег, соответственно, предприятие функционировать не может. В конечном итоге для НАК «Нафтогаз» Украины дефицит средств, а у нас почему-то НАК показывает чистую прибыль в десятки миллиардов гривен, но при этом говорит о том, что у них постоянный дефицит средств. Такая вот парадоксальная ситуация складывается. Тем не менее, если мы будем исходить из теории развития ситуации, то неплатежи в конечном итоге приведут к тому, что у НАК просто не будет средств для того, чтобы закупать газ, а, во-вторых, для того, чтобы погашать свои внешние обязательства, обслуживать свои кредитные линии. То есть, как внутренние кредиты, так и внешние. То есть, ничем хорошим это не закончится ни для компании, ни для украинской энергетики в целом.

Создается впечатление, что эти долги специально запутаны, чтобы простой потребитель не мог понять, что происходит.

— Знаете, дело не в запутанности схемы, дело в отсутствии политической воли и желания вообще сделать этот рынок прозрачным. Декларируются достаточно громкие лозунги относительно либерализации рынка, прозрачности взаимоотношений, но по факту прозрачность любого рынка начинается с учета товара, который отпускается. То есть до тех пор, пока у нас не будет системы учета, варианты с подобного рода возникновением задолженности, причем, непонятно, как возникающей, не понятно, как погашающейся, будут возникать постоянно.

Боюсь, к реальной рыночной модели прийти будет достаточно тяжело, и, к сожалению, на сегодняшний день правительство подменяет свои социальные обязательства перед населением разговорами о рыночных тарифах так называемых, которые установили административно постановлением Кабмина. Хотел бы я посмотреть на любой европейский рынок, где правительство какой-то из компаний будет административно устанавливать тарифы, называть их рыночными. То есть, вторым условием для того, чтобы снять вопросы, о которых мы с вами говорим, это вопрос наличия альтернативы. В данном случае мы уже говорили, что в промышленном секторе работают частные трейдеры, довольно успешно, то есть, поставляют газ промышленным предприятиям даже дешевле, чем предлагает НАК "Нафтогаз" Украины. Соответственно, до тех пор, пока такая альтернатива не появится в частном секторе, я боюсь, что опять же, эти вопросы задолженности будут возникать. И опять же, вопрос с погашением этой задолженности будет использоваться политиками для громких популистических заявлений, в виде "у вас отберут квартиры в случае, если вы не оплатите существующие тарифы". Хотя в принципе, и такая опасность имеет место быть. То есть, это будет давать определенную почву для спекуляций.

А предпосылки к решению ситуации в частном секторе существуют?

— Нет. Я не вижу пока  предпосылок для решения. Потому что организованная система субсидий  так называемых, после повышения тарифов, она делает практически невозможным работу частных трейдеров на рынке поставок газа населению, на создание такого рынка, его формирования. Потому что, опять же таки, здесь будет присутствовать определенный монополизм, здесь будет присутствовать коррупционная составляющая. Есть котельная в одном из городов Киевской области, которую люди хотят перевести на топливные котлы. А вот каким образом они будут получать компенсацию, в этой систем субсидий нигде не прописано. Им говорят: знаете, а мы не знаем, как это считать… Вот вам вся энергоэффективность.

И говорить о снижении тарифов не приходиться?

— Я думаю, что правительство просто под давлением может пойти, не исключен такой вариант. Знаете, по принципу "Сделайте  человеку плохо, потом верните, как было, и он будет счастлив". То есть, правительство может пойти на определенное снижение уровня тарифов, когда оно просто поймет, что это экономически эта модель, она не работает в условиях экономического кризиса, в условиях отсутствия необходимого уровня доходов у большинства граждан. Так эта штука работать не будет. Тем более, что уже все мифические обоснования, почему мы подняли тарифы, например, МВФ – это уже не работает. МВФ говорит: да у вас и так все хорошо, вам эти транши не нужны. То есть, если нам не нужен МВФ, давайте, может, мы вернемся к вопросу пересмотра тарифов? Поэтому я думаю, что правительство поймет, что это ближе уже к отопительном сезону, когда люди получат первые платежки. Поэтому если неплатежи примут массовый характер, а бюджет будет не в состоянии компенсировать разницу в тарифах, их просто физически будет не хватать, это приведет не к самой лучшей ситуации в сфере энергетики. Поэтому я думаю, что правительство будет вынуждено под давлением существующих обстоятельств вернуться к вопросу пересмотра тарифов.

Ранее специальный корреспондент "ГС" Александр Ивасивка сообщил, что депутаты Киевсовета проголосовали за обращение к ВР и Кабмину относительно запрета повышать жилищно-коммунальные тарифы без индексации зарплат и пенсий.

Также Радикальная партия и "Батькивщина", обратившись с исками в суд относительно необоснованных коммунальных тарифов, пытаются набрать политические очки. Однако реальных инструментов изменить тарифы у них нет, считают адвокат Артем Афян и политолог Алексей Толкачев.

Самое читаемое
    Темы дня