наверх
07.05.202401:35
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Сорока: 50% смертей в больницах – результат нехватки госфинансирования

(обновлено: )32830
Президент Украинского медицинского клуба Иван Сорока в эфире радиостанции Голос Столицы пояснил, по какой причине кандидаты на пост главы Минздрава отказываются возглавлять это ведомство.

Верховная Рада утвердила новый состав Кабинета министров Владимира Гройсмана. Однако в данном списке осталась одна вакантная позиция – пост министра здравоохранения.

Глава фракции "Блок Петра Порошенко" Юрий Луценко считает, что новое правительство должно назначить временного главу Минздрава, а коалиция уже в ходе переговоров сможет решить вопрос по этому министру.

Читайте также: В ближайшие годы Украину ждет вялый экономический рост – эксперт

Тем временем экс-глава Минздрава Александр Квиташвили предположил, что никто не хочет рисковать и брать на себя ответственность за реформы, которые предстоит провести в сфере здравоохранения. При этом Квиташвили выразил готовность исполнять обязанности главы ведомства до тех пор, пока не найдется подходящий кандидат.

Почему именно Минздрав стал проблемной позицией в Кабмине Гройсмана, в эфире радиостанции Голос Столицы пояснил президент Украинского медицинского клуба Иван Сорока.

Почему до сих пор не нашелся достойный кандидат, который смог бы возглавить одно из ключевых ведомств?

– А достойным кандидатам, может быть, и не предлагали. В этом тоже есть, скажем так, здравый смысл. Скорее всего, у премьера и президента на сегодняшний момент нет финального видения развития системы здравоохранения, нет стратегии. А раз нет стратегии и видения, то нет и кандидата под это дело. 

На сегодняшний момент в стране есть люди, которые могли бы реально возглавить Минздрав и совершить кардинальные изменения в сфере охраны здоровья. Такой человек должен быть по-своему "камикадзе", то есть он должен не побояться пойти против системы. 

С другой стороны, он должен любить врачей и уважать пациентов. И это должен быть обязательно врач, который знает систему здравоохранения, который знает ее управленческую парадигму, который знаком с эпидемиологией, с организацией здравоохранения. Было бы плюсом, если бы этот человек имел экономическое образование, опыт работы на административных должностях. И плюсом также было бы, возможно, и юридическое образование.

Чтобы выполнять полноценно функции министра здравоохранения, этот человек должен быть одновременно врачом, менеджером и хозяйственником?

– Именно так. Это может быть руководитель какого-то крупного лечебного учреждения. Это может быть руководитель областного департамента здравоохранения, который показал свою эффективность. И у нас есть такие люди. Но, насколько я знаю, никто им эту позицию никто на сегодняшний момент не предлагал.

Известно, что несколько кандидатов на эту должность отказались возглавлять Минздрав. Почему?

– Возможно, кандидат почувствовал, что не найдет "поддержки в зале".

Председатель комитета Верховной Рады по вопросам здравоохранения, народный депутат от БПП Ольга Богомолец ранее заявила, что никто не хочет возглавить Минздрав из-за отсутствия средств на реформы.

– Да, это одна из причин также. Ольга Вадимовна занимает правильную позицию, потому что, руководя комитетом, можно влиять на стратегию развития отрасли, можно влиять на формирование законодательной базы. 

За время после Майдана мы не получили финальное развитие всех законов. Они находятся на стадии подготовки. Вот только на днях должны быть вынесены в зал ВР. Только после этого можно делать какие-то реформы. 

Читайте также: Кабмин Гройсмана: Правительство перебежчиков и приспособленцев

Но даже если мы сделаем какой-то один закон, например, об автономизации лечебных учреждений, мы тоже не получим эффекта, потому что машина не может двигаться с одним колесом.

Одного закона недостаточно?

– Да. Это должен быть комплекс. И система здравоохранения не будет работать без финансирования, без четкого законодательного, кадрового обеспечения. На сегодняшний момент эти составляющие в системе не работают. И если мы не изменим это в ближайшее время, мы получим неуправляемую систему вообще. 

Надо воздать должное врачам, которые в тяжелейших условиях финансово-экономических еще могут хоть как-то оказывать помощь. Надо ставить памятники тем руководителям лечебных учреждений, которые в отсутствие реального финансирования и в отсутствие реальной стратегии в области здравоохранения пытаются оказывать медицинскую помощь. 

Страшный факт: 50% смертей в наших лечебных учреждениях происходят не потому, что у нас плохая медицинская помощь, а потому, что у нас нет средств для того, чтобы купить лекарства, купить медицинские хирургические инструменты, технику и технологии.

У нас не работают программы профилактики. У нас не работают программы восполнения бюджета лекарственных препаратов. 90% лекарств наши пациенты покупают за счет своего кармана. И только лишь 10% в тех или иных программах обеспечивает государство. Пока мы не изменим этого, ничего у нас не будет.

Целесообразно ли назначать сейчас временного исполняющего обязанности главы МОЗ?

– Исполняющий обязанности несет всю полноту ответственности, как и министр, за выполнение тендерных закупок, за обеспечение, оказание медицинской помощи. Но не принимает каких-то политических решений. Исполняющий обязанности отвечает за все необходимые процедуры. 

Но как мы будем выглядеть перед лицом международных организаций, перед лицом наших партнеров, если мы не можем представить на суд общественности, на суд парламента кандидатуру на этот пост?

Читайте также: Сговор олигархов и курс Кабмина в пропасть. Мнение Соколовской

Ранее эксперт Владислав Онищенко в эфире радиостанции Голос Столицы заявил, что под руководством Александра Квиташвили Минздрав только расширил свои полномочия, в то время как реформы лишь декларируются, а не осуществляются.

В то же время президент Всеукраинского совета защиты прав и безопасности пациентов Виктор Сердюк заявил, что в Минздраве не думают о людях, так как допускают дефицит вакцин повсеместно в Украине.

Самое читаемое
    Темы дня