наверх
27.04.202402:26
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Они вышли из порошенковской шинели. О МИДе Украины и не только

(обновлено: )2730422
Далеко не секрет, что в данный момент МИД в ручном режиме управляется Порошенко, возомнившим себя великим дипломатом лишь на основании того, что посидел несколько месяцев в кресле министра.

Ольга Сухаревская, магистр внешней политики – правовед, для РИА Новости Украина

Дипломаты каждой страны ищут поводы для гордости за свою службу. Например, французы абсолютно справедливо называют свой язык языком дипломатии. Есть чем гордиться российским дипломатам, регулярно ведущим дипломатические баталии и на западе, и на востоке, и на юге. Даже Монголия смело заявляет о том, что именно ее великий правитель Чингисхан ввел в дипломатическую практику принцип неприкосновенности послов. Одним из ключевых тезисов, вкладываемых в голову слушателей киевской Дипломатической академии, является тезис об "особой украинской школе дипломатии". Правда, в чем заключается ее "особость", никто не расшифровывает. Как в анекдоте про "вильку и тарэльку": это никак не проверяется, это нужно просто запомнить.

Геть від Москви!

В последний день осени глава комитета по иностранным делам Верховной Рады Украины Анна Гопко анонсировала пересмотр 357 соглашений с Российской Федерацией. Она требует сделать это, чтобы аннулировать те, которые, как считает Гопко, угрожают национальной безопасности. В качестве примера таковых экс-лоббистка американского ГМО-гиганта (за два года пребывания в должности "выборовшая в нелегкой борьбе с коррупцией" восемь квартир и дом) привела соглашение с РФ о сотрудничестве в области телевидения и радиовещания. Причем тот факт, что его отменили, только сейчас, она назвала "позорной новостью".

Но тезис "прочь от Москвы" — отнюдь не ее изобретение. Им руководствовались украинские националисты еще задолго до обретения Украиной независимости. Их звездный час наступил 8 декабря 1991 года, когда первый президент Украины Леонид Кравчук поставил свой автограф под Беловежским соглашением, де-юре ликвидировавшим Советский Союз и положившим начало разрыву связей между бывшими союзными республиками. По иронии судьбы, инициатором создания СССР в 1922 году была именно Советская Украина.

Являясь учредителем СНГ, Украина так и не ратифицировалf уставные документы этой организации, что не единожды помогало ей лавировать в выполнении взятых на себя в рамках членства в Содружестве обязательств. 

В ходе переговоров о разделе Черноморского флота украинские дипломаты приложили максимум усилий для того, чтобы забрать себе как можно больше кораблей и судов, большинство из которых немедленно после раздела отправилось на металлолом. То же самое происходило и с разделом стратегической авиации, базировавшейся на момент распада Советского Союза на территории Украины. Несмотря на просьбы России передать ей стратегические ракетоносцы, направляемые на утилизацию, Киев категорически отказался уступить в данном вопросе.

Ренессанс антироссийских усилий украинской дипломатии начался после отстранения от власти Виктора Януковича. Причем еще до событий в Крыму и Донбассе. Едва въехав в высокие кабинеты, новая власть объявила о курсе на полный разрыв связей с Россией. И хотя настойчивые требования разорвать культурные, экономические и даже дипломатические отношения с Москвой, высказывавшиеся тогда секретарем СНБО Андреем Парубием, встретили неоднозначное отношение в МИДе, работа в этом направлении сразу же закипела. 

Так что упомянутое предложение Гопко – всего лишь продолжение инициатив Парубия, выдвинутых в феврале 2014-го.

Догнать и перегнать

Воистину навязчивая идея украинской дипломатии – вступление в различные международные организации. От почтовых и железнодорожных до Африканского союза, наблюдателем в котором Украина стала в июне 2016 года. 

Читайте также: Минное поле отношений Украины с Польшей: когда историю пишут политики

В настоящий момент Украина состоит в более 170 организациях, но за редкими исключениями никакой регулярной работы в них не ведет. Осенью этого года даже разгорелся скандал из-за задолженностей по членским взносам. Страна задолжала взносы даже Организации Объединенных Наций, в которой избрана непостоянным членом Совета Безопасности.

Принцип "вступить любой ценой" сыграл дурную шутку над Украиной в вопросе членства в ВТО. По требованию вначале Кучмы, а потом и Ющенко, украинские дипломаты гнали "план по валу", обернувшийся валом по плану, – лишь бы опередить Россию. Сверхидеей побыстрее договориться с другими членами Всемирной торговой организации о таможенных тарифах было стремление максимально осложнить путь в ВТО Москве. Даже в ущерб национальным интересам Украины.

Следует отметить, что переговорной группе Валерия Пятницкого удалось "утереть нос России", но вот с тем, чтобы выкрутить ей руки в газовых вопросах, как планировали Кучма и Ющенко, не получилось. Из-за своего вопиющего непрофессионализма советники украинских президентов не учли «плевой» детали: торговля энергоносителями не регулируется правилами ВТО. А вот прореху в бюджете Украины они устроили, согласившись на условия вдвое худшие, чем выторговала себе в переговорах с членами ВТО Москва.

Опыт сдачи национальных интересов в угоду требованиям политиков, полученный Пятницким при переговорах с ВТО, пригодился ему и при подготовке Соглашения об ассоциации и зоне свободной торговли с Евросоюзом. Этот 900-страничный англоязычный документ, не читая при парафировании, "подмахнул" вице-премьер Клюев, а потом, также не читая, собирался подписать Янукович. Скандал, поднятый некоторыми дотошными журналистами, оценившими условия Соглашения как экономический диктат и добровольную колониальную зависимость, привел к отказу от подписания документа Януковичем. Но пришедшими к власти сторонниками евроассоциации соглашение было бездумно подписано. И лишь спустя почти два года после его вступления в силу до некоторых украинских политиков и аналитиков начало доходить, что Украина от такой "ассоциации" только проиграла. Причем основные экономические «прелести», заложенные в соглашении, еще впереди.

"На ремонт Провала"

Помимо перечисленного, украинская "особая школа дипломатии" пестрит и другими провалами, вспоминать о которых невозможно без стыда. Вплоть до территориальных уступок.

Читайте также: Есть указ к воссоединению нации. Инструкция действий

Нет, речь не о Крыме и Донбассе. В 2007 году Украина согласилась пойти в суд на рассмотрение территориальных претензий Румынии на остров Змеиный и черноморский шельф вокруг него, поручив отстаивать свои интересы Владимиру Василенко. И по решению Международного суда в Гааге лишилась 9700 квадратных километров своей территории – что в 1,2 раза больше, чем площадь Черновицкой области. Немедленно после оглашения решения суда Румыния объявила о начале разработки на отсуженном шельфе огромных залежей нефти и газа. Хотя, согласно международному праву, Украина могла просто проигнорировать иск, и в этом случае границы ее территориальных вод остались бы неизменными.

"Отличались" и "высокопрофессиональные" кадры, вроде первого посла Украины во Франции Юрия Кочубея, впоследствии ставшего преподавателем той самой Дипломатической академии. Его высказывание о французской истории надолго испортило франко-украинские отношения. Причем даже по прошествии более 20 лет этот факт продолжает сказываться на отношении французских дипломатов к Украине.

Но, пожалуй, главным бичом украинской дипломатии является отстаивание не национальных интересов, а требований "революционной целесообразности". Именно этим требованиям были подчинены и переговорные процессы по соглашениям о вступлении в ВТО и ЗСТ с ЕС, и суд с Румынией, и эпопея с "вступлением" в НАТО в 2008 году. Именно в марте 2008-го Ющенко, Тимошенко и Яценюк, наплевав не только на мнение населения страны и Конституцию Украины, но и на все процедуры принятия подобных решений, подписали "письмо трех" с просьбой о приеме Украины в НАТО. Провал их инициативы был грандиозным.

Сегодня не стоит заблуждаться, читая в украинских СМИ обо все новых и новых победах украинской дипломатии, "заточенной" на борьбу с Россией. Украине идут навстречу ровно до тех пор, пока она выполняет роль буфера между Россией и Европой. Да и то из-за того, что личные экономические интересы на Украине имеют американский вице-президент Байден и госсекретарь Керри. 

А новый президент США уже объявил о том, что пересмотрит отношение Штатов к Украине. В том числе потому, что апологеты "особой украинской школы дипломатии", вроде посла Украины при ООН Юрия Сергеева, умудрились допустить оскорбительные высказывания в его адрес, а украинский МИД, которому долженствует соблюдать сдержанность и нейтралитет, открыто работал на соперницу Трампа.

Далеко не секрет, что в данный момент МИД в ручном режиме управляется Порошенко, возомнившим себя великим дипломатом лишь на основании того, что посидел несколько месяцев в кресле министра. Не потому многие профессионалы в области внешней политики давно покинули здание на Михайловской площади?

Настоящие успехи украинской дипломатии начнутся с того момента, когда дипломаты станут думать об интересах страны, а не подстраиваться под запросы политиков-временщиков.  

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции. 

Самое читаемое
    Темы дня