Виталий Филипповский, политический аналитик
Сложно сказать, что рядовой украинец когда-то мог гордиться своим парламентом. Депутатов всегда ругали — -за непрофессионализм, коррупцию, роскошный образ жизни, популизм и лицемерие. За двадцать пять лет анекдотов, связанных с работой Рады, накопился не один десяток. Но какая-то планка и ширма, прикрывающая весь абсурд происходящего, все же была.
Да, нам было стыдно, что Рада принимала Конституцию за одну ночь. Но, по крайней мере, каждая статья обсуждалась, и в итоге мы получили вполне себе достойный документ, главный недостаток которого лишь в том, что он не исполняется.
Мы могли не верить Александру Морозу, ставившему с трибуны Верховной Рады "пленки Мельниченко", но это реально была информационная бомба.
Каждый мог сомневаться в искренности блокирования оппозицией трибуны в 2006-2007 гг., но это была реальная политическая борьба.
Президент Украины Петр Порошенко и та когорта политиков, которые пришли к власти после Майдана помножили на ноль даже самые элементарные традиции украинского парламентаризма.
Голосование на прошлой неделе за отставку трех десятков украинский судей, главная вина которых заключается в причастности к делам майдановцев, продемонстрировало деградацию Рады во всей красе. Больше четырех часов спикер Верховной Рады Андрей Парубий в нарушение всех возможных статей регламента ставил на голосование проекты решений, открыто заявляя, что никто из парламента не уйдет пока не найдется нужное число голосов. Просмотр подобного действа в прямом эфире можно смело характеризовать как пытки на любым здравомыслящим человеком.
Каждые несколько секунд Парубий с выдержкой тюремного надзирателя ставил каждый вопрос на повторное голосование, намотав в конечном счете с десяток кругов. "За" 224, 225, 220. Спикеру было плевать – депутатов брали измором. Если подобное увидел бы любой европейский парламентарий, он не бы не поверил собственным глазам.
При этом Парубий открыто агитировал коллег и привлекал к этому десант в виде Виктории Сюмар, Олега Березюка и других.
Хотелось бы напомнить Андрею Владимировичу всего две статьи украинской Конституции.
Ст. 80 гласит "Народные депутаты Украины не несут юридической ответственности за результаты голосования или высказывания в парламенте и его органах, за исключением ответственности за оскорбление или клевету". Какое право представители большинства во главе с Парубием имели практически открыто запугивать депутатов, заставляя их голосовать "как надо"? Это уже называется парламентская диктатура.
И вторая – ст.84. "Голосование на заседаниях Верховной Рады Украины осуществляется народным депутатом Украины лично". Это и гарантия независимости мнения, и обязательство голосовать лично. Помнится, при Януковиче кто-то смеялся с покойного Чечетова, руководившего кнопкодавами, а как выглядит ситуация сейчас? Откуда в на две трети пустом зале набирается 230-240 голосов?
Впрочем, если их не хватает, Парубий знает, что делать. Он апеллирует к президенту Украины. Мол, президент сказал голосовать, и мы проголосуем.
Как там с принципом разделения властей? Не, не слышали? А как наша страна именуется? По-моему, парламентско-президентской республикой. Так что это за формулировка "президент сказал"? Это парламент должен солировать, рассказывая президенту, что ему делать, а не наоборот. У последнего в идеале должны оставаться только представительские и оборонные функции. Все. Это дух Конституции 2004 года, которую нынешняя власть сама же и вернула. Где последовательность?
Если следовать букве закона, то именно Верховная Рада должна быть главным локомотивом изменений и центром принятия решений в стране. И местом для дискуссий, перефразируя Бориса Грызлова. И как раз в последнем к украинской Раде раньше никогда никаких вопросов не было. Но в последние два года приходится констатировать, что высший законодательный орган страны, наделенный максимальными полномочиями, превратился в молчаливый и послушный филиал Администрации президента.
Для того, чтобы ощутить весь трагизм ситуации, важно понимать ряд моментов.
Рада работает без юридически оформленной коалиции. 226 подписей под новым соглашением так никто и не увидел. И проблема даже не в этом. А в том, что парламентскую оппозицию такое положение вещей, видимо, полностью устраивает. Тему плавно спустили на тормозах.
О регламент Верховной Рады полностью вытерли ноги. Ставить один и тот же вопрос на переголосование по десятку раз начал еще Владимир Гройсман. Парубий успешно продолжает начатое нынешним премьером дело. То же самое касается и распределения должностей в комиссиях, и лишения оппонентов депутатских мандатов.
Парламент импотентен в продуцировании собственных решений. На Администрацию президента и Кабинет министров приходится большинство внесенных на рассмотрения парламента законопроектов. Особенно имеющих действительно судьбоносное для страны значение. Уже пора смириться с тем, что качество депутатского корпуса настолько низкое, что они не могут сами предлагать законопроекты. Но ситуация усугубляется еще и тем, что их компетентности не хватает даже для минимального оппонирования президентским и премьерским инициативам.
Читайте также: Что на самом деле Украина наобещала МВФ? Ключевые позиции Меморандума
В таких условиях говорить о какой-либо значимости всего происходящего в здании под куполом просто глупо. VIII созыв Верховной Рады, вне всякого сомнения, войдет в историю Украины как самый провальный и управляемый. Хотя, учитывая те условия, в которых проходили выборы в 2014 году, такой исход выглядит вполне закономерным.