наверх
01.05.202400:10
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Новая концепция безопасности Украины безопасность никому не гарантирует

(обновлено: )151170
Утвержденная концепция безопасности никак не повлияет на истощение украинской экономики с перспективой последующего подрыва общественно-политической стабильности, и не может гарантировать отсутствие безопасности в стране.

Диана Михайлова, независимый военный эксперт

14 марта президент Петр Порошенко подписал Указ №92/2016, которым ввел в действие решение Совета национальной безопасности и обороны Украины от 4 марта 2016 г. "О Концепции развития сектора безопасности и обороны Украины" и утвердил ее. Проект новой концепции был одобрен правительством еще в январе 2016 г.

Сама 60-страничная концепция состоит из пяти разделов, содержащих информацию об основах развития сектора безопасности и обороны, основных задачах развития сектора безопасности и обороны, а также роли и месте общества в развитии сектора безопасности и обороны.

Утверждается, что ожидаемые результаты от практической реализации новой концепции позволят сформировать целостный сектор безопасности и обороны государства как главный элемент системы обеспечения национальной безопасности и эффективный государственный инструмент для своевременного и гарантированного реагирования на возникновение кризисных ситуаций, угрожающих национальной безопасности Украины. Кроме того, это "даст возможность создать боеспособные, многофункциональные, мобильные, подготовленные на должном уровне, всесторонне обеспеченные, профессиональные силы безопасности и обороны, которые по своим возможностями будут способны эффективно выполнять задачи по назначению".

Концепция, по мнению ее авторов, "будет способствовать формированию сектора безопасности и обороны как целостного функционального объединения, управляемого из единого центра, развитие которого осуществляется на основе унифицированной системы планирования в рамках достижения общих возможностей, способных адекватно и гибко реагировать на комплексный характер актуальных угроз национальной безопасности Украины, с учетом наличия одновременного действия факторов опасности, различных по содержанию и сферы влияния".

Определены временные рамки действия новой концепции — первый этап (до конца 2017 года) и  второй этап (до конца 2020 года). Как будет обеспечена безопасность Украины до этого времени и как это удавалось в предыдущие годы до февраля 2014 г. остается совершенно непонятным.

Отдельным 20-страничным приложением к документу введено распределение ответственности всех тринадцати составных сектора безопасности и обороны Украины за организацию планирования, реагирования на угрозы и во время выполнения задач по предназначению. Ими являются министерства обороны, внутренних дел с пятью подчиненными службами и Национальной гвардией, службы безопасности, специальной связи, спецтранспорта, управление государственной охраны, разведывательные органы и органы общей компетенции,  а также оборонно-промышленный комплекс. В документе фигурируют два пока еще не существующих органа государственной власти: Координационный орган по вопросам разведывательной деятельности при Президенте Украины и Центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализует государственную военно-промышленную политику.

Степень участия перечисленных субъектов зависит от сложившихся ситуаций, которые также четко определены: 

Оборона Украины, защита ее территориальной целостности и неприкосновенности, включающая военный конфликт, вооруженный конфликт на государственной границе, имеющий международный характер, вооруженные и прочие провокации, обострение обстановки на государственной границе;

Обеспечение государственной и общественной безопасности, в том числе борьба с терроризмом, включающее вооруженный конфликт внутри государства, террористические акты против Украины;

Международная стабильность и безопасность, включающая предоставление международной военной помощи Украиной другим государствам в рамках двух- и многосторонних соглашений, участие в международных антитеррористических операциях, операциях по поддержанию мира и безопасности, 

Предоставление помощи органам исполнительной власти и местного самоуправления в предотвращении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера;

Обеспечение кибербезопасности и защиту информации;

Обеспечение развития оборонно-промышленного комплекса.

В целом концепция представляет собой, по замыслу ее разработчиков, "основу для разработки программных документов по развитию составляющих сектора безопасности и обороны".

Таким образом, даже прочтение почти сотни страниц текста не гарантирует достаточности даже самой общей информации, касающейся развития сектора безопасности и обороны Украины, а лишь является некой основы для последующей разработки, подготовки, согласования массы прочих документов, тщательное исполнение которых будет определять безопасность украинского государства. Сколько для этого потребуется времени и сил, можно оценить, вспомнив, что лишь один документ — новую редакцию Военной доктрины Украины Порошенко ввел в действие в сентябре прошлого года. 

Для сравнения, можно напомнить, что отмененный тем же указом Порошенко предыдущий аналогичный документ – введенная в действие президентом Виктора Януковича 29 декабря 2012 г. "Концепция реформирования и развития Вооруженных Сил Украины на период до 2017 года" умещалась на нескольких страницах, а ее основное содержание заключалось в "уточнении в с учетом европейского опыта прогнозных показателей расходов из общего фонда государственного бюджета на нужды Министерства обороны Украины, утвержденные постановлением Кабинета Министров Украины от 7 июля 2010 года № 568 "Об утверждении прогнозных показателей расходов из общего фонда государственного бюджета на нужды обороны на период до 2023 года". Любопытно также, что реальные затраты существенно превзошли прогнозируемые в этом документе. В 2014 г. МО получило 26,6 млрд. грн. вместо 16,18 млрд. грн., а в 2015 г. – около 50 млрд. грн., вместо 18,1 млрд. грн.

Читайте также: За бортом. Почему Нуланд "прошлась" по Украине — опрос экспертов

Таким образом, два последних года с точки зрения финансирования безопасность Украины была обеспечена гораздо лучше, чем планировалось. Насколько это соответствовало реальной действительности, легко может судить любой гражданин Украины.

Предполагать, что новая концепция, в которой как и в новой военной доктрине, основное место для вероятного противника отведено Российской Федерации, а также допускается возможность использования украинской территории для ведения боевых действий между НАТО и РФ, может лишь отчаянный оптимист или человек, который не связывает свое будущее с Украиной.

Истощение украинской экономики с перспективой последующего подрыва общественно-политической стабильности уже приняло практически необратимый характер, и произошло это не в результате "угрозы агрессивных действий России с целью уничтожения Украины и захват ее территории", а вследствие тотального нарушения основных ее законов и принципов развития экономики, совершенных нынешними властями. Именно поэтому утвержденная концепция будет способствовать скорее росту угроз и гарантировать  отсутствие безопасности в стране. 

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.

Самое читаемое
    Темы дня