наверх
27.04.202419:21
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Новая Конституция и лишение гражданства за сепаратизм. Мнение социолога

(обновлено: )105317
Посол ЕС Ян Томбинский посоветовал Украине принять новую Конституцию, в Киеве состоялись акции протестов милиционеров, а Европа на днях предоставит отчет по плану о безвизовом режиме. Эти и другие события прокомментировал социолог Александр Медведев.

В ходе форума "Конституция — общественное доверие и новое правосудие" посол ЕС в Украине Ян Томбинский сказал, что в новой Конституции Украины должно быть четкое распределение функций между ветвями власти. Он отметил, что нужно написать Конституцию, чтобы создать парламентскую республику, чтобы было четко прописано распределение функций, распределение ответственности между различными ветвями власти.

В Киеве же состоялись акции протестов милиционеров, которые не прошли переаттестацию и не попали в ряды новой полиции Украины. Митинг обещали крупномасштабный, однако людей оказалось мало, в итоге, активисты довольно быстро покинули место пикета.

Тем временем, президент Петр Порошенко ответил украинцам на петицию о лишении гражданства за сепаратизм. Он сообщил, что обратился к Кабмину с предложением проработать этот вопрос, но сказал, что правовых оснований для лишения гражданства Украины за сепаратизм нет.

Эти и другие события в эфире радиостанции Голос Столицы прокомментировал Александр Медведев, глава экспертного совета социологической компании SocioStream AG.

Как социологи относятся к электронным петициям к власти? Насколько это может помочь?

— Те вопросы, которые подымаются в петициях, можно рассматривать и запускать в дальнейшее исследование, если по нашему анализу они действительно поднимают серьезную тему, а не лишение, условно говоря, гражданства за сепаратизм. Поскольку наказание за сепаратизм есть в УК, если я не ошибаюсь — от трех до пяти лет лишения свободы.

А тут еще возникает вопрос — мы лишаем гражданства до того, как осудили, либо после? Либо вместо?

Но если лишать гражданства, то, наверное, кто-то должен решить — был ли сам факт сепаратизма?

— Да, должен быть суд. А после суда мы должны решить — будем сажать человека или лишать гражданства и высылать.

Мы еще имеем прецедент, что можно заочно осуждать. Я думаю, это такая была реакция общественности на заявление Януковича, что он хочет вернуться в украинскую политику. Если он будет осужден заочно и лишен гражданства, то, чтобы вернуться в украинскую политику, ему нужно будет сначала принять гражданство, а это долгий процесс.

Но на мой взгляд, лишение свободы от трех до пяти лет — это более существенно, нежели лишение гражданства человека, который отсутствует на территории государства. Самое смешное, что президент сказал: на этот смешной вопрос пусть ответит правительство. Это очень больной вопрос, который на данный момент стоил жизни не одному человеку, гражданину Украины.

То есть, эта петиция набрала много голосов, но останется не нужной?

— Пусть дальше собирают голоса. Мы же понимаем, какие вопросы там сейчас обсуждаются в петициях. Посмеяться — и хорошо. А серьезных вопросов, которые действительно требуют реакции президента и изменения законодательства, процентов двадцать.

А эти 80% запросов, которые не очень серьезные, не подрывают сам институт электронных петиций?

— Свобода волеизъявления и порождает такие вопросы. Должен пройти определенный период времени, чтобы общество дозрело до серьезных вопросов, чтобы это перестало быть смешно.

Если петиция несерьезная, то на неё не обращали внимание СМИ, а наоборот — обращали внимание на автора, который это создал, чтобы в дальнейшем не было прецедента создания несерьезных моментов, которые не волнуют общество, которые невозможно решить посредством такого института, как Президент Украины.

Почему не состоялся масштабный митинг милиционеров, которые не смогли пройти переаттестацию?

— Нет перфоманса, нет палаток. Нет чего-то остросюжетного, к чему мы привыкли уже после Майдана. Такая стачка должна была произойти намного раньше, когда началась реформа МВД. А в данном случае люди не попали по каким-то причинам на конкурсный отбор и вынуждены искать работу, как, в принципе, и все. На фоне того, что доверие к полиции растет, в том числе и в Киеве.

Социологи отмечают рост доверия?

— Да.

А мы уже различаем, где милиция, где полиция?

— В Киеве точно различают люди, и понимают, что полицию надо вызывать, а к милиции лучше не подходить. Как и, в принципе, раньше.

Еще летом соцопросы свидетельствовали о том, что большинство киевлян готово впускать полицейских к себе в квартиру. Милицию никто не хотел и не ждал, не хотел открывать двери. Поэтому поддержки от общества у милиционера, который по каким-то причинам, пусть даже и не справедливым, не прошел аттестацию, не стоит искать.

На что рассчитывали организаторы этой акции, мне сложно сказать. Состоялась такая акция, люди выпустили пар. А именно это, я думаю, было задачей тех, кто организовывал. Люди несколько часов постояли и поняли, что надо искать работу.

Начало работать новосозданное Антикоррупционное бюро. Насколько успешной может быть его работа?

— Они пока не начали работать. Пока созданы институции по борьбе с коррупцией. Общество понимает, что вы работаете, когда есть результаты. Результата пока никакого нет. И стоит ли ожидать в ближайшее время, неизвестно.

То есть, из всех реформ, которые анонсировались нынешней властью, пока мы можем говорить, что есть реформа полиции. И внутри системы полиции начинают бороться с коррупцией, постоянно идут отчеты о том, кого уволили из-за взяток, кто пытался на этом нажиться.

По всем остальным направлениям пока, в том числе и по борьбе с коррупцией, информации нет. Зато есть заявления, в том числе и народных депутатов, губернаторов, что коррупция есть в правительстве, коррупция есть в ВР.

Почему Ян Томбинский предложил написать новую Конституцию?

— Я думаю, что Ян Томбинский говорил об изменениях в Конституции, а не новой Конституции. Об этом же говорил Байден, когда посещал Украину. Я думаю, что Томбинский в тренде заявлений Байдена в ВР говорил о том, что нужны изменения в Конституцию в контексте судебной реформы и в контексте президентской ветви власти, чтобы было разграничение — все это должно быть прописано. Но чтобы принять Конституцию, нужно конституционное большинство.

Пока не будет конституционного большинства, будут диалоги о том, что нужна Конституция.

А в этом созыве реально получить конституционное большинство?

— Речи о том, что этот состав ВР доживет до своего логического срока завершения полномочий, уже не идет. И изменения в Конституции будут лишь поводом популистических дискуссий в преддверии перевыборов в ВР.

Близится 2016 год, у нас госбюджета нет, а госбюджета нет потому, что налоговой реформы нет. Как выйти из этого тупика?

— Я думаю, что налоговую реформу — поскольку уже есть договоренность "Народного фронта" и БПП — примут, бюджет тоже примут — со скандалом, на этом еще попиарятся другие участники коалиции, которые частично не будут голосовать. Наверное, "Батькивщина" в полном составе не будет голосовать.

У нас продолжится политический кризис в следующем году, то есть, все идет к тому, что очень вероятны перевыборы в ВР в 2016 году.

На основании чего?

— Нехватки голосов для принятия законов. Нет согласия между игроками. В том числе, между основными игроками парламентского большинства.

Арсений Яценюк останется в кресле премьер-министра?

— Яценюк останется. Но мы должны понимать, что премьер-министр сам должен готовиться к перевыборам в ВР. Есть игроки, в том числе, внутри коалиции, которые все время грозят выйти из нее. Они просто не будут голосовать за законопроекты. Будут предъявлять свое альтернативное мнение, как императив, что только этот законопроект быть самый лучший и он спасет Украину.

Новое правительство, которое сформируется перед Новым Годом, проживет до мая, а потом президент будет вынужден распускать ВР, потому что она будет неработоспособна. Но не стоит обольщаться, что новый состав ВР будет более продуктивный. Потом опять будут разночтения, опять будут перевыборы.

Появилась информация о том, что Еврокомиссия не будет публиковать отчет о выполнении Украиной плана действий по либерализации визового режима с ЕС. Насколько это вероятно?

— Президент будет 16-17 декабря вести консультации по поводу принятия безвизового режима. И, скорее всего, нехорошо было публиковать отчет до переговоров.

Вполне логично, что нужно ожидать 19-20 декабря, когда будет опубликован отчет. Я думаю, что он будет положительным. Осталось только понять, когда мы безвизовый режим получим. Условно говоря, летом 2016 или 2017 года.

Тут я бы хотел акцентировать внимание на другом. Первое — ЕС будет смотреть, как мы дорабатываем те законопроекты, которые приняла ВР. Второй момент — как мы их будем внедрять и как будем их выполнять.

Безвизовый режим не столько нужен для того, чтобы украинцы свободно могли пересечь границу без виз, сколько это показывает, насколько государство готово выполнять правила ЕС. Это открывает возможности для государства, в том числе, экономические, развиваться. Плохо, что мы сами не могли придумать те правила, которые нам подсунули. Такое у нас сейчас время, такие люди при власти, что нам нужна подсказка.

Мы же понимаем, что решение принимается не только президентом или премьером, а еще и людьми, которые за ними стоят. А эти люди не всегда хотят именно таких законов, которые бы открывали свободы.

Ранее политический эксперт Вадим Карасев заявил в эфире радиостанции Голос Столицы, что начала процесса распада парламентской коалиции можно ожидать в 2016 году.

Среди руководства страны существует политический консенсус о том, что досрочные выборы в ВР состоятся не ранее июня 2016 года, однако из-за своей неэффективности нынешняя Рада может быть распущена и ранее, заявил в эфире радиостанции Голос Столицы политолог Николай Спиридонов.

Самое читаемое
    Темы дня