наверх
28.04.202413:37
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Конституционный процесс в Украине это борьба за полномочия - эксперт

Судебная и конституционная реформы в Украине (543)

(обновлено: )173
Посол ЕС Ян Томбинский заявил, что Украине нужна новая Конституция. Эксперт по конституционному праву Александр Москалюк уверен, что в Европе осознали тот факт, что конституционный процесс в Украине идет за полномочия между разными ветвями власти.

Украине стоит не вносить правки в Конституцию, а написать новую, где должно быть четко записано распределение функций в рамках парламентской республики. Об этом заявил посол Европейского Союза в Украине Ян Томбинский.

Напомним, что в настоящее время в Украине действует Конституция в редакции 2004 года, когда был начат процесс перехода от президентско-парламентской к парламентско-президентской форме правления. В настоящее время в Украине готовятся изменения в Конституцию в части полномочий местных органов власти, а также в части судебной системы.

Почему посол ЕС столь критически отозвался о действующей в Украине Конституции, в эфире радиостанции Голос Столицы пояснил эксперт по конституционному праву Александр Москалюк.

Это личное мнение господина Томбинского, или это мнение европейского сообщества в целом?

— Мне кажется, что это мнение европейского сообщества, которое связано с тем, что Украина больше говорит о внесении изменений, чем реально ими занимается. Если бы изменения были осуществлены, то не возникало бы тем по поводу того, что нужна именно новая Конституция. Поэтому это ситуация, которую украинская власть сама и провоцирует. Но вопрос не в том, чтобы внести изменения, принять новую Конституцию, а вопрос в том, чтобы она реализовывалась. Потому что в теории конституционного права есть два понятия. Есть юридическая Конституция и фактическая Конституция. Можно создать идеальную юридическую Конституцию, но если фактическая, то есть реальные общественные отношения, не будет соответствовать юридической, тогда она может превратиться в профанацию, в документ, который существует, но реально не действует.

То есть новая Конституция не поможет жить по-новому?

— Вот представим ситуацию — принимается у нас идеальная Конституция, и что? Это значит, что на следующий день жизнь в Украине резко изменится, у нас не будет споров между органами государственной власти? Конечно, такого не будет. Я скорее бы ставил вопрос о том, что должны быть внесены изменения, но эти изменения должны быть более правильными. У нас, по сути, конституционный процесс находится в плоскости перераспределения полномочий, а тем вопросам, на которых действительно нужно концентрировать внимание, не уделяется внимание. Например, надо было бы зафиксировать в Конституции пропорциональную систему. Пропорциональная избирательная система ни в одном из проектов не фигурирует. Необходимо было бы зафиксировать вопрос того, что импичмент президента решается двумя третями от конституционного состава, а не тремя четвертями, потому что это норма, которой нет ни в одной другой Конституции европейского государства, она откровенно создает ситуацию, когда президент не может быть устранен с поста в порядке импичмента. Кроме того, следовало бы предположить, что если депутат два раза отсутствует на заседаниях ВР, то это является автоматическим основанием для снятия с него его депутатской неприкосновенности. У нас весь конституционный процесс развивается в направлении, которое для ветвей власти дает больше полномочий, а взамен это не улучшает общее состояние реализации уже действующих положений.

Читайте также — Бюджет 2016: переживет ли Украина еще год "доктрины шока". Опрос экспертов

Что означает "разделение функций в рамках парламентской республики"?

— Для Украины вариант смешанной республики, существующий на сегодня, более правильный. Если мы говорим о парламентской республике, то это автоматически будет означать то, что выборы президента, например, должны происходить в парламенте. Я все же сторонник того, чтобы у нас президент избирался населением. То есть здесь иногда бывает такая ситуация, когда существует желание сделать определенное заявление, но это заявление не всегда профессиональное. Мне кажется, что когда Ян Томбинский делал такие громогласные заявления, он не учитывал практическую действительность. Даже Польша является смешанной республикой, почему тогда Томбинский желает для Украины того, чего нет в Польше?

Можно такое заявление связать с тем, что Еврокомиссия должна вынести свой вердикт о готовности Киева к безвизовому режиму?

— Безусловно. Более того, я вам хочу сказать, что Венецианская комиссия за время существования Конституции Украины более тридцати различных поправок предлагала. Например, в свое время было четкое требование Венецианской комиссии относительно того, что должна быть закреплена в Конституции пропорциональная избирательная система. Я думаю, в Европе тоже видят, что наш конституционный процесс сосредоточивается не на вопросе демократизации ветвей власти, в том числе на большей публичности, а на том, какая ветвь власти получит больше полномочий.

Так нам надо прислушиваться к Томбинскому?

— Нам надо прислушиваться в той части, что нужно оперативно принимать изменения в Конституцию. Во-вторых, эти изменения должны быть приняты с учетом рекомендаций Венецианской комиссии, которых было очень большое количество. Но что касается, например, парламентской республики, то я категорически против, потому что президент Украины должен избираться всем народом. А парламентская республика это исключает.

Ранее политический эксперт Вадим Карасев заявил в эфире радиостанции Голос Столицы, что начала процесса распада парламентской коалиции можно ожидать в 2016 году.

Среди руководства страны существует политический консенсус о том, что досрочные выборы в ВР состоятся не ранее июня 2016 года, однако из-за своей неэффективности нынешняя Рада может быть распущена и ранее, заявил в эфире радиостанции Голос Столицы политолог Николай Спиридонов.

Самое читаемое
    Темы дня