наверх
02.05.202421:50
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Правки к поправкам в Основной закон. Заметки на полях статьи Гройсмана

Судебная и конституционная реформы в Украине (543)

(обновлено: )90520
Спикер парламента Владимир Гройсман в одном из авторитетных еженедельников разместил статью о конституционной реформе в стране. В качестве комплимента можно назвать добротный литературный стиль, что не всегда сопутствует госчиновникам.

Роман Степняк

Однако за изящными формулировками Владимиру Гройсману не удалось скрыть крайне сомнительное признание: оказывается, изменения в Конституцию страны принимались, кроме всего прочего, с целью дезавуировать Минские соглашения. По словам спикера, в "результате значительных дипломатических усилий мы достигли того, что заложенная в изменениях в Конституцию (переходные положения) формула об особенностях местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей признана международным сообществом как шаг Украины к выполнению Минских договоренностей".

Напомним, в  упомянутом документе Киеву прямо предписывается закрепление в конституции именно "особого статуса отдельных районов Донецкой и Луганской областей". Пункт 11 "Комплекса мер по выполнению Минских соглашений" иного прочтения не предполагает. На самом же деле, по словам спикера, "ничего подобного в поправках нет! Потому что "никакого особого статуса там нет!".

Читайте также: Нуланд в Киеве благословила изменения в Конституцию Украины

Из слов Гройсмана вытекает, что выполнять Минские соглашения Киев не собирается. А вот насчет "дипломатической победы" — это слишком. Надежда на то, что у международных партнеров появился "дополнительный аргумент давления на Россию с целью заставить ее прекратить агрессию" может оказаться тщетной: переводчики в канцеляриях Меркель и Оланда достаточно квалифицированы, чтобы соответствующим образом донести содержание поправок до заинтересованных лиц. Впрочем, текст спикера парламента предназначен для внутреннего пользования, в Европе украинских газет не читают.

Украинцы хотят мира

Тем не менее, намерения Гройсмана можно понять. Более чем прозрачно об этом он и сам намекает. Мол, одобрение документа Конституционным судом ничего не гарантирует, он еще дважды должен пройти через парламент, причем для окончательного решения необходимо 300 голосов. Склонить на свою сторону такое количество парламентариев спикеру очень сложно, и в данном контексте речь идет о ситуации внутри коалиционного большинства.

Значительная часть депутатов, представляющих идею "войны до победного конца", одно лишь упоминание о каких-либо поисках примирения с представителями непризнанных республик вызывает абсолютное неприятие. Наиболее последовательными здесь являются радикалы Олега Ляшко и "комбаты"  "Народного фронта". Убеждать эту часть депутатов дело бессмысленное, рассчитывать на то, чтобы каким-то образом удастся переубедить колеблющихся, тоже не приходится: работать с депутатами куда эффективнее в индивидуальном порядке.

Возможно, Гройсман таким образом решил объясниться с избирателями напрямую. Тогда не совсем понятно, на какую часть электората он рассчитывает, если по социологическим опросам большинство украинцев выступает за прекращение боевых действий на востоке страны, даже если для этого придется пойти на значительные уступки.  Согласно опросу Центра социальных исследований "София", 61,8 процент  граждан Украины готовы отказаться от контролируемых сепаратистами территорий Донбасса, чтобы остановить войну, а число тех, кто выступает за продолжение военных действий до полного освобождения оккупированных территорий менее 23 процентов.

Батальоны просят огня 

В то же время, сконцентрировав внимание на отсутствии "особого статуса" в поправках к Конституции, Владимир Гройсман ставил перед собой совершенно другую задачу. Минский процесс, в который вовлечены лидеры ведущих европейских государств, закрепленный в резолюции Совета безопасности ООН сорвать заявлением о невыполнении пункта об особом статусе непризнанных республик вряд ли удастся. Ни Ангела Меркель, ни Франсуа Олланд не позволят так распорядиться с потраченными усилиями, что прекрасно понимают на Банковой. Стороны более или менее успешно ищут пути, как выйти из создавшегося положения с наименьшими репутационными потерями.

Кроме того, Петр Порошенко всерьез опасается выхода ситуации в зоне АТО из-под контроля главнокомандующего. Лидер  "Правого сектора" Дмитрий Ярош напрямую призвал не подчиняться официальным властям. Время от времени с аналогичными призывами выступают командиры территориальных батальонов, ставящие под сомнение распоряжения командования. В качестве примера можно привести обращение комбата "Донбасса" Анатолия Виногродского, в котором он предупредил главу государства о возможных последствиях его "толерантности".

Смотрите фотоленту: Изменения в Конституцию: депутатские страсти на заседании Рады

С такими заявлениями власть вынуждена считаться. Отсюда заявления с Банковой и Грушевского, мало отличающиеся от радикальных требований Ляшко или Яроша. Но не одной войной озабочены на Печерских холмах, и не только Донбасс доставляет неприятности. Регионы почувствовали ослабление центральной власти и требуют для себя новых преференций. Эта тенденция наверняка усилится после местных выборов. Для президента крайне важно иметь механизм контроля над регионами. Это позволяет введение института префектов, предоставление президенту права останавливать решения местных органов власти и "прекращать полномочия председателей и советов", что четко прописано в поправках к Основному закону.

Можно предположить, что ради этого в срочном порядке инициируется властью конституционная реформа. А проблема особого статуса – лишь отвлекающий маневр. В конце концов, им можно и пожертвовать, если позволят обстоятельства.

Самое читаемое
    Темы дня