наверх
04.05.202420:52
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Сбитый в украинском небе Boeing-777: правду узнаем через 30 лет – политологи

Крушение MH17. Три года со дня трагедии (101)

(обновлено: )2916163
Трагедия малайзийского лайнера Boeing-777 рейса MH17 будет иметь правовые последствия, но не обязательно такие, на какие рассчитывает Киев. Пока же эта история используется как инструмент в геополитическом противостоянии, считают эксперты.

Андрей Лубенский, РИА Новости Украина

Обнародованные международной совместной следственной группой предварительные результаты расследования трагедии малайзийского лайнера Boeing-777 рейса MH17, сбитого в небе над Донбассом, вызвали неоднозначную реакцию.

В отчете, в частности, говорится, что Boeing МН17 летом 2014 года был сбит ракетой зенитно-ракетного комплекса "Бук", выстрел был произведен с неподконтрольной Киеву территории. 

Утверждается, что поразивший лайнер зенитно-ракетный комплекс был доставлен из России. После крушения лайнера, по мнению международных следователей, ЗРК был возвращен в РФ.

Подозреваемые в совершении преступления не указаны, но говорится о том, что к транспортировке ЗРК и его управлению были причастны около ста человек.

Киев "за", Москва "против"

Президент Украины Петр Порошенко заявил, что Международной следственной группой в деле о крушении малайзийского Boeing-777 "поставлена точка", вина России доказана.

В России придерживаются другого мнения. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков подчеркнул, что следствие по делу о крушении Boeing 777 в Украине будет обречено, если не рассматривать все версии 

Ранее Песков отметил, что без включения материалов, представленных российским Минобороны, расследование сложно назвать объективным.

Правду узнаем не скоро

Предварительный доклад по крушению малайзийского Boeing 777 является, в какой-то мере, инструментом в геополитическом противостоянии, считает политолог, директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник.

"Правды нам в ближайшее время не узнать, в лучшем случае, нам правду скажут лет через 20-30. Сегодня трагедия Боинга используется как инструмент противостояния между Россией и частью западного мира", — сказал эксперт на пресс-конференции в РИА Новости Украина.

Он отметил, что публикация доклада именно сейчас может иметь политические причины: это мог быть "информационный повод в части сирийского диалога, в части достигнутых очень тонких договоренностях по Донбассу, которые пытаются имплементировать в эти дни, но не удается".

"Вот такой политический инструмент (доклад – Ред.). Конечно, он ухудшит и сузит поле для маневра всех игроков, сузит возможности для переговоров, сузит возможности договориться о чем-то", — подчеркнул Бортник.

Эксперт добавил, что выводы группы пока сомнительны, и "без правового подтверждения, без решения какого-то международного суда результаты этого расследования не будут иметь какого-то реального юридического эффекта". Но будут иметь эффект политический.

Виновных ждет трибунал?

Уничтожение малайзийского лайнера является военным преступлением и виновных рано или поздно будет устанавливать международный трибунал, отметила политолог, директор консалтинговой компании "Партия власти" Елена Дьяченко.

"Несмотря на то, что РФ уже заблокировала создание международного трибунала, есть другие механизмы, которыми он может быть создан, но это касается Украины", — сказала эксперт, пояснив, что Киев до сих пор не ратифицировал Римский статус Международного уголовного суда в Гааге, в юрисдикции которого находятся военные преступления.

"Почему мы не ратифицировали? Внятного ответа коалиция не дала", — отметила Дьяченко, добавив, что некоторые украинские политики заявляли: "не ратифицировали, потому что это может быть использовано против нас".

По словам политолога, получается, что подразумеваются какие-то военные преступления, в которых могут обвинить Украину.

Может быть неожиданный поворот

Дьяченко также подчеркнула, что украинские СМИ процитировали отчет в части, относящейся к ЗРК, но не пишут о том, что есть серьезный вопрос (и он уже прозвучал в интервью одного голландского чиновника): почему Украина не закрыла воздушное пространство?

"Если вопрос по ЗРК "Бук", куда и когда он транспортировался и т.д. – требует огромного количества следственных действий, установления и опроса свидетелей, то вопрос открытия или закрытия воздушного пространства, он очевиден, расследования тут не нужно… Возможно, в этом деле будет не совсем такой поворот, на который рассчитывает Украина", — сказала эксперт.

Отметим, ранее Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) в Страсбурге коммуницировал жалобу (направил запрос ответчику – Ред.) родственников жертв катастрофы малайзийского Boeing-777 против Украины. Иск призывает к ответу украинские власти за то, что они не закрыли воздушное пространство над местом проведения боевых действий в Донбассе. 

Объективности ждать не стоит

Директор Киевского Центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский напомнил (сославшись на исследование Московского Центра Карнеги), что до сих пор ни в одном случае "юридически не удалось привлечь к ответственности государство, которое как бы помогало террористам или обеспечивало террористов".

"Например, Никарагуа обратилась в международный суд, он рассматривал вопрос о том, что американцы поддерживали, обучали, более того – руководили действиями контрас на территории Никарагуа, которые совершили много террористических актов. Все это было доказано. Но вердикт суда был такой: невозможно доказать, что все без исключения террористические действия управлялись из Вашингтона, из ЦРУ… Даже в таком очевидном случае привлечь государство сложно", — рассказал политолог.

Смотрите также: Крушение MH17 в Донбассе. Архивные кадры

По мнению Погребинского, Россия заблокировала создание международного трибунала не из опасения каких-либо правовых последствий, а "для того, чтобы не дать еще один аргумент для использования в пропагандистском смысле".

"Вопрос решаются другим путем: санкции", — резюмировал эксперт, напомнив, что Ливию "не юридически, но санкциями заставили заплатить компенсации" за взорванный самолет.

Погребинский добавил, что для него понятно: "история с Боингом используется как инструмент в противостоянии Запад-Россия".

"И у меня нет никаких иллюзий относительно того, что там может быть получен какой-то объективный результат. Очевидно, что контроль над этим процессом, над расследованием – в руках у Запада. И ясно, что они будут требовать, искать и использовать те данные и аргументы, которые работают на их версию", — резюмировал политолог.  

"Не все так однозначно"

Какая реакция на Западе? Политолог Владимир Корнилов сообщил: голландская газета De Telegraaf провела опрос среди читателей по поводу того, что делать по итогам доклада следственной группы по сбитому Боингу. В результате 66% опрошенных высказались за усиление санкций против России, 29% — против.

"Только вот Украина пусть не радуется по этому поводу, поскольку, как отмечает газета, многие читатели указывают на то, что к ответственности следует привлечь и ее, поскольку не закрыла воздушное пространство, и Малайзийские авиалинии, пустившие самолет над зоной конфликта. Так что "сядут все"…

Газета приводит мнения своих читателей по этому поводу: "Я не уверен, что Россия виновна. Я больше верю в то, что в это вовлечены сами украинцы, потому что самолет был направлен в военную зону украинским воздушным контролем".

А один из читателей написал: "Все это дурно пахнет со всех сторон и имеет лишь одну цель: сделать все, чтобы Россия выглядела плохо". 

И кстати, как отмечает De Telegraaf, читатели в этой связи указали на то, что главным "доказательством" вины России являются пленки, представленные СБУ. 

Так что "не все так однозначно", уважаемые…", — написал Корнилов на своей странице в Facebook

Напомним, пассажирский Boeing-777 компании Malaysia Airlines, летевший рейсом MH17 из Амстердама (Нидерланды) в Куала-Лумпур (Малайзия), разбился 17 июля 2014 года на востоке Украины. На борту лайнера находились 298 человек – граждане 10 стран, среди которых — 85 детей, в том числе 43 подданных Малайзии, включая 15 членов экипажа. Большинство погибших — 193 человека — были подданными Нидерландов.

Самое читаемое
    Темы дня