наверх
07.05.202413:56
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Ябчанка: государство обещает закупать медуслуги, а где брать деньги?

(обновлено: )31710
Менеджер группы по реформе системы здравоохранения "Реанимационного пакета реформ" Александр Ябчанка и эксперт в сфере охраны здоровья Владимир Курпита прокомментировали планы МОЗ передать часть медучреждений на финансирование местных бюджетов.
Операционная

Систему здравоохранения вновь пытаются реформировать. Уже в следующем году правительство намерено передать несколько десятков медицинских учреждений на финансирование местных бюджетов.

Первыми среди них станут Украинский специализированный диспансер радиационной защиты населения, Центр реабилитации детей с органическими поражениями нервной системы, Центр спортивной медицины, Центральная стоматологическая поликлиника МОЗ. Сейчас все они находятся в сфере управления Министерства здравоохранения, но уже в следующем году перейдут в коммунальную собственность.

Улучшит ли качество медицинских услуг перевод этих клиник и центров на баланс местных бюджетов, в эфире радиостанции Голос Столицы предположил менеджер группы по реформе системы здравоохранения "Реанимационного пакета реформ" Александр Ябчанка.

Объясните смысл этой инициативы правительства? С какой именно целью  специализированные центры и клиники переводят на местный баланс?

— Сегодня государство выделяет 11% бюджета на содержание системы здравоохранения, в частности, учреждений здравоохранения, в которых мы теоретически должны получить бесплатную медицинскую помощь. Эта история тянется еще с СССР, мы до сих пор не отошли от того метода содержание системы здравоохранения. Собственно, сейчас государство движется в сторону, чтобы разделить ответственность. Государство гарантирует пакет медицинских услуг и закупает этот пакет медицинских услуг учреждений, оказывающих медицинские услуги, в частности, учреждений здравоохранения. Это нельзя сделать просто одним каким-то решением, поэтому это происходит постепенно. В частности, недавно в МОЗ заявили, что с 2017 года мы будем переходить на так называемую страховую модель. Собственно, особенность этой страховой модели в Украине заключается в том, что государство, во-первых, не будет вводить какие-то дополнительные налоги, а возьмет тот пул средств, о котором я уже говорил — 11% бюджета, и за них начнет обеспечивать некий гарантированный пакет. Для начала это будет первичное звено медицинской помощи.

Теперь, что касается, собственно, учреждений и этого решения, о котором мы сейчас говорим. Государство берет на себя обязательства по обеспечению медицинской помощи, то есть — это заработная плата, медикаменты и раздаточные материалы. Что же касается обеспечения самого заведения, то это потихоньку передается на органы местного самоуправления, поскольку эти учреждения находятся в собственности соответствующих общин.

Насколько большая доля от расходов этих учреждений — именно их содержание? Хватит ли средств у местных властей на содержание этих медицинских учреждений?

— Сейчас львиная доля средств, субвенций, идет на обеспечение заработной платы, медикаментов, расходных материалов. Это около 80% средств. А остальное — это коммунальные услуги. Теперь государство планирует обеспечивать медицинскую помощь, то есть закупать эту медицинскую услугу в учреждений здравоохранения, а учреждения здравоохранения уже сам решают как им хозяйничать, как им обеспечить коммунальные услуги и тому подобное. То есть, с одной стороны, эти заведения находятся в собственности и в управлении органов местного самоуправления, с другой стороны, конечно, есть риск, что поскольку денег нет, то они могут отказаться.

Что изменится, если часть медицинских учреждений передать в коммунальную собственность, в эфире "ГС" прокомментировал эксперт в сфере охраны здоровья Владимир Курпита.

Как вы считаете, стоит ли вообще передавать такие медицинские учреждения на содержание местных бюджетов, если есть риск, что в местных бюджетах просто не будет средств на то, чтобы содержать эти учреждения?

— Я думаю, что нужно понять причины этого действия. Потому что в Украине сейчас есть 2 тыс. больниц и 9 тыс. диспансеров.  Речь идет о 30 заведениях, как вы уже сказали, которые находились в непосредственном подчинении МОЗ. В большинстве случаев именно местная власть, согласно национальному законодательству, отвечает за здоровье населения, которое проживает на этой территории. И, например, Центральная стоматологическая поликлиника расположена в Киеве, но ею совершенно не пользуются граждане Днепропетровска, Харькова, Одессы или Львова. Но мы финансируем ее из общего бюджета. Аллергологическая лечебница на Закарпатье, пожалуй, нужна, и ею пользовались только жители Закарпатья, а центры акушерства у нас находятся в областном центре, но почему-то только Харьковский центр находится в подчинении МОЗ. Я думаю, что, в принципе, такая идея была верная и правильная, поскольку она дает местным органам власти возможность управлять теми заведениями, которые находятся на их территории. И действительно, к сожалению, если эти учреждения не будут в состоянии конкурировать или не будут оказывать ту помощь, которую оказывают те заведения, которые уже находятся у местных органов власти, они постепенно прекратят свою работу.

Вы допускаете возможность того, что средств в местных бюджетах на содержание этих заведений не будет, соответственно, возможно, придется их закрыть?

— Я предполагаю, что тех средств, которые сейчас есть, не хватит даже на содержание тех учреждений, которые уже находятся в подчинении местных органов власти. Особенно, учитывая рост расходов на коммунальные услуги, потому что и больницы, и поликлиники будут оплачивать коммунальные услуги именно с этих денег. И это более глобальная проблема, которую МОЗ будет решать вместе с Минфином, возможно, учитывая необходимость предоставления или льгот, или каких-то других возможностей для больницы для того, чтобы они могли работать.

Эти 30 учреждений, которые передаются на баланс местных бюджетов в определенной степени уникальные. Если такие заведения будут закрываться из-за недостатка средств, что дальше?

— Сейчас происходит оценка, насколько уникальность этих заведений можно подтвердить, какие услуги, например, предоставляет Центральная стоматологическая поликлиника МОЗ, которая расположена в городе Киеве, как ею могут воспользоваться другие граждане Украины. Перед, например, Харьковским центром репродуктологии еще есть Ивано-Франковский центр, Львовский центр, который имеет такие же условия, но находится в подчинении местных органов власти. К сожалению, к этому времени у нас было очень много заведений, которые такой уникальности не имели, но они были в подчинении МОЗ традиционно с предыдущих лет и как наследство от СССР.

Ранее, менеджер группы по реформе системы здравоохранения "Реанимационного пакета реформ" Александр Ябчанка в эфире "ГС" спрогнозировал при каких условиях и насколько подешевеют лекарства и как сработает механизм реимбурсации.

Самое читаемое
    Темы дня