наверх
26.04.202413:47
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Режим "открытого неба" не стал привлекательным для лоукостеров — эксперт

(обновлено: )79830
Эксперт уверен, что Мининфраструктуры скоро начнет гордиться тем, что хоть какой-то лоукост открыл один рейс в неделю из Украины. Он считает, что это не слишком позитивно на фоне того, что сейчас активно закрываются ежедневные рейсы.
Самолет авиакомпании Emirates во время полета

Мининфраструктуры разрабатывает программу по стимулированию прихода в страну авиакомпаний, работающих по схеме лоукост. Как сообщил министр Владимир Омелян, программа допускает возможность представления лоукост-компаниям доплат или льгот.

Министр добавил, что среди ключевых препятствий — отсутствие соглашения о свободном небе с ЕС и политика административных ограничений НБУ. Вероятность возвращения лоукостов в Украину в эфире радиостанции Голос Столицы спрогнозировал главный редактор украинского портала Аvianews.com Александр Мироненко.

Стоит ли доплачивать локуост-компаниям за то, чтобы они пришли в нашу страну?

— В Европе такая практика общепринята. Небольшие регионы, которые хотят привлечь туристов, могут давать лоукостам деньги на рекламу. То есть это не совсем доплата за пассажиров, а чаще доплата за рекламу региона. Но необходимо в наших условиях учитывать тот факт, что аэропорты тоже предлагают довольно хорошие льготы лоукостам. Но лоукосты никак не идут. Если посмотреть на Харьков, который несколько лет назад привел лоукост Wizz Air, то лоукост летал. То же самое со Львовом. Но как только начались боевые действия в стране, то лоукосты испарились.

То есть именно конфликт на Востоке повлиял на решение лоукостов перестать летать в Украину?

— Это боязнь компаний, боязнь туристов ехать в Украину, экономическая ситуация, отсутствие безвизового режима. Очень много факторов, которые негативно сказываются на том, чтобы в стране было много бюджетных авиакомпаний, которые в основном специализируются на массовых потоках. Wizz Air летал в Испанию, в Италию, в Германию. И нет никаких ограничений на полеты в эти страны. С Испанией, с Италией у нас сейчас уже открытое небо. С Польшей открытое небо тоже. Но спрос диктует предложение.

Программа Омеляна сможет стать спасением для рынка?

— Знаете, я наблюдаю за нашим министерством последние годы, и программа Омеляна — это когда перед ослом держат морковку и постоянно он идет, надеется эту морковку схватить, а по факту он ее не получит. У нас есть очень много обещаний по открытому небу, еще со времен Януковича. Уже прошло два года, а результата, как видите, нет. Более того, они говорят о каком-то блестящем будущем, о том, что лоукосты зайдут. Во-первых, не понятно, как будут оценивать, лоукост это или не лоукост. Потому что, например, та же самая МАУ сейчас вводит тарифы без багажа, отменила питание. Так может быть и МАУ тогда будет эти все льготы получать и скидки. Или, например, аэропорт Днепропетровска.

Там летали турецкие авиалинии на Стамбул. Они даже не требуют дотаций. Но аэропорт отказывается в итоге обслуживать эту авиакомпанию. И мы лишаемся одного из международных рейсов в аэропорту, который является форпостом Украины на Востоке после того, как Донецкий аэропорт был разрушен.

Это действия частного лица в лице аэропорта. Как тогда можно влиять на такие решения?

— Дело в том, что аэропорт Днепропетровска раньше был в государственных руках. И там нужно смотреть, выполняют ли компании инвестсоглашения. Потому что приватизировали аэропорт вместе с авиакомпанией в 2009 году. Уже прошло семь лет, и нового терминала там нет, новой полосы там нет. Новые рейсы, которые даже пытаются открывать, в итоге почему-то закрываются. Аэропорт, который не загружен, вдруг прекращает их обслуживать.

Министерство вместо того, чтобы делать очередные популистические заявления о том, что кого-то они поддерживать будут по непонятной схеме, лучше бы занялись тем, чтобы рейсы, которые уже выполняются, которые загружаются, не прекращались. Если с таким успехом будет все продолжаться, то у нас будет снижение количества рейсов. При этом министерство будет гордиться, что какой-то там лоукост открыл один рейс в неделю. Например, из Рима лоукост-рейсы будут один раз в неделю летать. Я думаю, это не слишком позитивно по сравнению с тем, что сейчас закрываются ежедневные рейсы.

То есть первоочередной задачей должен быть мониторинг компаний, которые управляют аэропортами. Этим должно заниматься Мининфраструктуры?

— Безусловно. Мониторинг, чтобы авиакомпаниям было хорошо, и, соответственно, аэропортам тоже. Это механизм давления на ту же самую политическую власть. Потому что аэропорт Днепропетровска, я думаю, вы знаете, кому принадлежит. И, соответственно, это тоже может быть частью торгов на более высоком политическом уровне.

Если льготы и дальше будут существовать, необходимо будет выяснить, кто является реальным лоукостом, а кто нет?

— Это, во-первых. А во-вторых, может произойти тот факт, что авиакомпании, которые летают сейчас, просто начнут получать льготы, а новые авиакомпании не придут. И по факту Мининфраструктуры из государственного бюджета начнут выделять деньги на эти дотации для того, чтобы, например, в том же самом Львове привести наконец-то в порядок общественный транспорт. Потому что из нормального транспорта одни маршрутки в центре, а остальное — старые автобусы, которые загрязняют экологическую среду. И есть более насущные проблемы. И туристы, может быть, и сами будут ездить.

Львов как раз выступил против предложения дотировать лоукосты.

— Это вполне нормально. По той просто причине, что Львов уже ввел скидки для авиакомпаний вне зависимости от того, лоукост или не лоукост. Скидки там, если я не ошибаюсь, до 70%. То есть практически авиакомпании ничего не платят в первые годы, когда начинают туда полеты. Это тоже довольно хороший стимул, который также распространен в городах Европы, в той же Польше.

Но лоукостеры почему-то не идут даже в тот же Львов.

— Да, и это при том, что во Львове, если вы помните, примерно год назад ввели режим открытого неба.

Ранее в эфире радиостанции аналитик издания "Транспортный бизнес" Вячеслав Коновалов заявил, что в Госавиаслужбе прижилась когорта чиновников, которые считают, что все правила "написаны кровью", и любую бумажку выдают после "тщательного согласования".

Смотрите также: Авиасъемка места катастрофы Boeing в аэропорту Ростова-на-Дону

"В Госавиаслужбе окопалась целая когорта чиновников, которые, прикрываясь волшебной мантрой, что все правила в авиации написаны кровью, любой документ, любое разрешение выдают после, так сказать, тщательного анализа",- сказал эксперт.

Коновалов также сообщил, что действия руководства Госавиаслужбы привели к тому, что в Украине нет конкуренции на рынке авиаперевозок, поэтому и был уволен глава службы Денис Антонюк.

Самое читаемое
    Темы дня