наверх
02.05.202405:41
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Политолог о политике глобального популизма

Нидерланды-Украина-ЕС: ассоциация в режиме standby (651)

(обновлено: )961
Украинцев ожидает разочарование после либерализации визового режима с ЕС, так как при отсутствии налоговых изменений у граждан закончатся деньги на поездки в Европу. Об этом в эфире радиостанции Голос Столицы заявила политтехнолог Екатерина Одарченко.

Парламент на этой неделе должен рассмотреть 34 правительственных законопроекта, которые уже включены в повестку дня. Среди документов – проекты, касающиеся бюджета на 2016 год и изменений в Налоговый кодекс, сообщил вице-премьер-министр – министр культуры Вячеслав Кириленко.

В то же время спикер Верховной Рады Владимир Гройсман поблагодарил депутатов за решения, которые способствовали приближению Украины к безвизовому режиму с ЕС. Ранее президент Петр Порошенко заявил, что Украина шла к этому моменту семь лет.

О смене правительства в Украине смогут заговорить примерно в марте-апреле следующего года. Такое мнение высказал лидер фракции "Блок Петра Порошенко" Юрий Луценко.

Важные события в политической жизни страны в эфире радиостанции Голос Столицы прокомментировала политтехнолог Екатерина Одарченко.

Стало известно, что бюджет и Налоговый кодекс могут принять уже на этой неделе. Такая спешка нужна самим украинцам или тем, кто обещал дать Украине денег?

— Очень уместный вопрос. Мы кармически, циклически перед Новым годом говорим о бюджете, и говорим о его несовершенстве. Регионы уже начали готовить планы по бюджетам городов и сел. Они ориентируются на те тезисы по бюджету, которые были озвучены. Но это нездоровый процесс, парадокс в том, что без понятной налоговой базы мы не можем говорить о государственном бюджете в принципе.

Новый бюджет написан по показателям, ориентированным на налоговый проект Наталии Яресько, потому что он считается менее рискованным. А проект Нины Южаниной предусматривает гипотетический дефицит в 240 миллиардов гривен. В проекте Минфина основные налоги вырастают, и это простой путь, классический для Украины.

Если говорить о проекте коллектива депутатов, то там действительно есть риск возникновения дефицита. Но мы должны помнить, что профициты многих городов диктуются именно инфляционным налогом. Опять же, мы должны говорить о том, что если идти по пути реформ, то они должны иметь либеральную составляющую.

Кому выгодна спешка в вопросе принятия бюджета?

— Формально, желательно, чтобы бюджет был принят до Нового года. Но были грубые нарушения регламента, депутаты не могли проанализировать проект бюджета за один день. Это невозможно, и это, в принципе, прецедент, когда столь жестко нарушается процедура подачи бюджетной резолюции. Такое просто невозможно в новой стране, которую мы, исходя из месседжей, строим.

Гройсман, по сути, заявил, что парламент принял всю необходимую законодательную базу для введения безвизового режима с ЕС, и что от ВР больше ничего не зависит. Так ли это?

— За изменение регуляторной базы, действительно, проголосовали, но есть еще и технический регламент, который касается паспортов, таможни. И, насколько я знаю, пункты по техническим регламентам на данный момент не выполнены. Но стоит отдать должное: заявлений о том, что либерализация будет уже завтра, нет. В политике глобального популизма и ответного нигилизма со стороны общества можно было бы теоретически говорить, что и завтра. Наши партнеры с европейской стороны прогнозируют, что визовая либерализация возможна через полгода.

Украинцам все еще нужна эта визовая либерализация?

— Собственно, визовая либерализация не является самоцелью. Это позитивный, безусловно, путь, регламенты нужны Украине. Но визовая либерализация – виртуальное понятие на данный момент, которое играет в плюс правительственной команды. Граждане, которым не все равно, могут и заплатить за визу, у них есть долгосрочные визы.

Людей больше беспокоит вопрос налоговой реформы, так как деньги на поездки могут закончиться. Поехать будет не за что. Вот в чем квинтэссенция проблемы. Мы потихоньку двигаемся к европейской системе открытых границ. Но когда эта визовая либерализация будет принята, возникнет большое разочарование, как, в принципе, было и после избрания нового президента, нового парламента.

У нас постоянно завышенные ожидания. Но это же базовый коммуникационный принцип: если ты хочешь получить долгосрочную поддержку, нельзя завышать ожидания. Когда мы говорим о большом украинском экономическом чуде, а в результате получаем политику затягивания поясов, то у людей возникает разочарование. При этом с каждым годом все больше увеличивается уровень недоверия к ветвям власти. Соответственно, мы видим все ниже явку на выборы, мы видим все более прагматичного избирателя, но все менее компетентных политиков.

Юрий Луценко заявил, что смена правительства в Украине может произойти примерно в марте-апреле следующего года. Украинцев готовят к отставке правительства?

— Во многом мнение общества на данный момент, к сожалению, моделируемо. Вопрос, каким образом это делается. Если сейчас сменится правительство, то никому электорально лучше не станет. Если правительство сменится перед возможными парламентскими выборами, то это будет корректно, так как покажет политическую волю нынешней Верховной Рады.

Смена правительства должна произойти на старте предвыборной гонки?

— Большинство политических структур готовятся к этим выборам, это заметно, это заметно и на больших антикоррупционных форумах, и по углублению антиобразов. Если кто-то вкладывает в формирование определенных социальных стереотипов, то это неизбежно кому-то нужно. Понятно, что считаться с квотами "Народного фронта"при их рейтинге в 1-2% крайне сложно.

И если копнуть глубже, то мы увидим появление новых лидеров, новых проектов. Но за один день ничего не случится. Они должны быть яркой альтернативой, у нас люди привыкли к полярностям, и поэтому активная критика сейчас выглядит достаточно конструктивной. Но в то же время никто не создает реально конструктивных вещей.

Согласно соцопросу, по мнению украинцев, суды и таможенная служба являются наиболее коррумпированными структурами. В то же время наименее коррумпированными, по мнению опрошенных, являются заведения среднего дошкольного образования и полиция. Это правдивые данные?

— И нынешние исследования, и исследования полугодичной давности показывают одни и те же показатели. О чем это говорит? Технические регламенты, связанные с таможенной службой, не выполняются, иначе разница по таможне была бы заметна. Также не секрет, что во многих сферах руководят люди, которые связаны с премьером.

Например, за фуру орехов в Европу при Януковиче брали 15 тысяч долларов, а сейчас цены демократичнее – 12 тысяч. Вот вам и либерализация. И таких примеров очень много. Если говорить о доверии, то интересно посмотреть на доверие к муниципальным органам власти. Сейчас пиарится процесс децентрализации, и с этой темой отождествляется определенная политическая сила.

Это правильно с точки зрения коммуникаций. Но, если говорить о документах, которые планируют принять, то это никак не бюджетная децентрализация. Основа децентрализации – это принцип субсидиарности: на все функции, которые может обеспечить себе община, оставляются бюджетные средства. Сейчас бюджет предусматривает самостоятельное финансирование местными общинами многих инфраструктурных объектов. Но налог на заработную плату снижается, и местные общины недополучают средства.

Также мы видим такой тонкий ход: все льготы перекладываются на местные бюджеты. И в то же время общины должны объединяться. Но никакой инфраструктуры и так нет. Сперва, по логике вещей, нужно строить, а потом предлагать объединяться. И сейчас единственный механизм у общин – это собирать подписи, доказывать, что они являются самодостаточными, чтоб хотя бы получать средства к существованию.

Читайте также: Упрощенцы — государству: будете ужимать — ничего не получите

Напомним, Петр Порошенко поручил МВД и другим госорганам внедрить концепцию интегрированного управления границами. Это необходимо для введения в будущем безвизового режима с ЕС. В то же время эксперт по международным вопросам Сергей Слободчук отметил, что Украина сейчас в полной мере не контролирует свои границы как на Востоке, так и на Западе.

При этом политолог-международник, экс-директор департамента информационной политики МИД Украины Олег Волошин считает, что безвизовый режим с ЕС изначально был политическим блефом. Об этом эксперт заявил в эфире радиостанции Голос Столицы.

Самое читаемое
    Темы дня