По предварительным данным, в целом предусматривается повышение акциза на пиво и крепкие алкогольные напитки на 45-48%, а на сигареты – на 30%. Авторы законопроекта утверждают, что данная инициатива позволит в несколько раз увеличить поступления в бюджет.
Об очередном повышении акцизов и о том, к чему это может привести, радиостанция Голос Столицы поговорила с руководителем департамента консалтинговой корпорации ААА Марией Колесник.
В ноябре Кабмин инициировал снижение акцизов. Затем повышение. Теперь снова повышение. Что происходит?
– Новый Кабмин вряд ли за неделю-две мог основательно подойти к проблемам отрасли и разработать реформы. Что касается этого законопроекта, насколько мне известно, это инициатива не Кабмина, а депутатов.
В любом случае, акцизы – это косвенный налог на конечного потребителя. Но когда проводятся такие расчеты, можно это чем-угодно обосновывать, говорить о ЕС и так далее. Я не думаю, что ЕС ставит какие-то требования к поднятию акциза – ему это безразлично. И не надо тут прикрываться ЕС.
Вопрос в том, что бюджет действительно надо наполнять, а доходов в бюджет не хватает. В то же время, когда происходит удорожание, особенно когда речь идет о рынке спиртных изделий, то часть производства сразу идет "в тень". И те средства, на которые рассчитывают, фактически не поступают в бюджет.
Очередное повышение акцизов на алкоголь и табачные изделия может привести к подорожанию соответствующей продукции. Насколько продукция подорожает?
– Что касается табачных изделий, большинство товаропроизводителей, которые представлены в Украине, это иностранные компании. Они работают полностью "по белому" и, соответственно, это будет прямая зависимость – насколько подняли акциз, настолько увеличится отпускная цена с завода.
Но мы говорим не о всей цене, а о повышении акциза на 30-40%. То есть если он был, условно говоря, 10 копеек, то эти 10 копеек должны вырасти на 40%. И это будет закладываться в отпускную цену с завода.
Если мы говорим о спиртных изделиях, наблюдается очень существенная тенезация сектора. И это все же приведет к перераспределению рынка между "белой" и "серой" продукцией.