РИА Новости Украина
Соглашение об ассоциации с Евросоюзом – ключевой документ, определяющий цивилизационный выбор Украины. Он достался нашей стране большой ценой. Казалось бы, только этих двух факторов достаточно, чтобы сделать его положения обязательными к исполнению. Но украинские законодатели, и без того двигающиеся в сторону имплементации положений Соглашения об ассоциации ни шатко ни валко, решили грубо нарушить этого договор, пишет Денис Азаров.
Речь идет о законопроекте с пафосным названием "Покупай украинское, плати украинцам", которое содержит чуть менее пафосную, но при этом, мягко говоря, вводящую в заблуждение формулировку "о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно содействия развитию промышленного производства, малого и среднего предпринимательства".
Текст законопроекта имеет довольно опосредованное отношение к названию. Во-первых, речь в нем идет исключительно о публичных закупках, на долю которых приходится всего 12% ВВП Украины. То есть действием документа охватывается чуть более десятой части экономики страны, что вряд ли в полной мере отвечает заявленному "содействию". Во-вторых, это самое "содействие" всему хорошему заключается исключительно в ограждении рынка от всего "плохого", которым назначаются все иностранные участники публичных закупок.
Делается это весьма хитро. Вместе с ценой закупки законодатели вводят понятие "приведенная цена": это цена с учетом происхождения товара или услуги. Цена эта высчитывается по специальной формуле: берется цена предложения, она делится на так называемый "коэффициент коррекции", который тем ниже, чем выше "иностранная составляющая" в товаре или услуге. Эта составляющая учитывает следующие показатели:
– наличие на территории Украины сервисных центров для обслуживания предмета закупки;
– валюта расчета за товар или услугу;
– принадлежность рабочей силы;
– происхождение основных средств;
– местонахождение недвижимости;
– местонахождение производственных помещений;
– являются ли украинскими или нет получатели финансовых затрат;
– уровень локализации себестоимости предмета закупки.
С учетом всех этих параметров получается, что чем выше иностранная составляющая, тем выше "приведенная цена". Таким образом, украинские участники торгов получают серьезное преимущество перед иностранными: их товар или услуга при прочих равных оказываются значительно дешевле.
Казалось бы, благое дело задумал украинский законодатель. Однако есть несколько моментов, которые делают данный законопроект весьма сомнительным с точки практической полезности.
Во-первых, по данным председателя Комитета Верховной Рады по вопросам промышленной политики Виктора Галасюка (он, кстати, один из авторов этого законопроекта), иностранные компании вовсе не одержимы идеей войти на рынок украинских публичных закупок: их меньше одного процента общего количества участников тендеров.
Во-вторых, по словам того же Галасюка, при этом доля импортной составляющей в госзакупках – 38%. Казалось бы, цифра внушительная, тем более это более 100 миллиардов гривен в год. Но при этом авторы законопроекта скромно умолчали, какая доля из этих 100 миллиардов приходится на товары, которые в Украине вообще не производятся. Надо полагать, таких товаров – большинство: по сути, кроме продуктов питания и продуктов так называемого низкого передела вроде сырья, стройматериалов и так далее, Украина, увы, не производит почти ничего. Станки и технологичное оборудование – практически нет, автомобили – практически нет, высокотехнологичная электроника – ничтожно мало…
При этом авторы законопроекта бодро повествуют о том, что Украина сама способна производить товары и услуги и негоже «"дарить" другим странам рабочие места, экспортную выручку, инвестиции, налоги и благополучие» (все тот же Галасюк). То есть по их мнению, некие преференции на рынке, объем которого составляет лишь несколько процентов от ВВП, простимулируют инвесторов вкладываться в украинскую экономику.
Весьма спорное соображение. Все же радикальные изменения в налоговом законодательстве или реальные меры по преодолению коррупции на несколько порядков важнее для оживления экономики, чем законопроекты с громкими названиями и скромным влиянием на реальную ситуацию.
Читайте также: Из Тернополя: чем жизнь там отличается от жизни здесь?
Впрочем, в общем и целом поддержка отечественного производителя – дело благое и, несмотря на незначительность предлагаемых мер, вряд ли может рассматриваться в негативном ключе. Если бы не вероятность того, что цена этой поддержки для Украины окажется непомерной.
Дело в том, что законопроект "Покупай украинское, плати украинцам" вступает в прямое противоречие с Соглашением об ассоциации с ЕС. Государственным закупкам в этом документе посвящена целая глава, а п. 8 ст. 151 из нее стоит привести полностью.
Заказчики не выдвигают условий, которые могут привести к прямой или опосредованной дискриминации экономических операторов другой стороны, таких как требование к экономическим операторам, заинтересованным в контракте, быть основанными в той стране, регионе или на той же территории, что и заказчик.
Чем, если не дискриминацией, является законопроект "Покупай украинское…"? Для любителей копнуть глубже приведем еще одну цитату — на этот раз из директивы 2004/18 ЕС "по координации порядка предоставления государственных контрактов на выполнение работ, поставки товаров и услуг", положения которой Украина должна имплементировать в свое законодательство согласно Соглашению об ассоциации.
(46) Контракт предоставляется на основании объективных критериев, гарантирующих соответствие принципам прозрачности, недискриминации и равноправного режима, и которые гарантируют, что участники оценены в условиях эффективной конкуренции. В результате целесообразно разрешить применение только двух критериев предоставления контракта: "самая низкая цена" и "наиболее экономически выгодная заявка.
Иными словами, во главу угла ставится только экономическая целесообразность. Никакой дискриминации, нарушающей конкуренцию, быть не может. Вообще, в этом документе, который, увы, у нас мало кто читал, слово "недискриминация" упоминается в разных контекстах более десятка раз. В целом не только буква, но и "дух" Соглашения об ассоциации и директив ЕС, положения которых Украина должна имплементировать, направлены на одно – равенство возможностей для всех участников рынка. Что в свою очередь означает если не исключение, то, по крайней мере, сведение до минимума какого-либо протекционизма в отношениях между членами соглашения. Собственно, это и есть тот самый "общий европейский рынок", на который Украина пытается попасть.
Конечно, в данном случае дело вовсе не в том, что законопроект "Покупай украинское, плати украинцам" ставит барьеры на пути европейских производителей, желающих поставлять манку в украинские детские садики, что в свою очередь может поставить под угрозу планы какого-нибудь украинского облавтодора поучаствовать в тендере на ремонт дорог в Саксонии.
Рынки публичных и государственных закупок Евросоюза и Украины мало пересекаются. Дело в принципе. Законопроектом "Покупай украинское, плати украинцам" Украина продемонстрировала европейским партнерам, что Договор об ассоциации, а значит, и другие международные обязательства страны, являются не то чтобы обязательствами, а так… рекомендациями, не обязательными к выполнению.
В последнее время Украина зачем-то последовательно осложняет отношения с соседями: законом об образовании – с венграми, отношением к волынским событиям — с Польшей, ситуацией с НАБУ – со Штатами… Теперь вот — "Покупай украинское, плати украинцам". Если дело так пойдет и дальше, Украина скатится к идеологии "опора на собственные силы", которая в одной "успешной" стране именуется "чучхе". И весь вопрос лишь в том, хватит ли этих самых "собственных" сил. Видимо, авторы законопроекта "Покупай украинское, плати украинцам" настроены оптимистично. Однако учитывая общую экономическую ситуацию страны, этот оптимизм вряд ли можно разделить.