Александр Белокобыльский, РИА Новости Украина
"Не все должно быть зеркально"
Под "единым налоговым полем" имеют в виду унификацию налогового законодательства в ДНР и ЛНР. Устанавливаются одинаковые налоги и их размеры. Эти изменения предписаны законом "О налоговой системе", который в ЛНР приняли 28 декабря.
"У нас на протяжении этого года действовал закон "О системе налогообложения". Но жизнь идет вперед, и реалии требуют внесения изменений в наше законодательное поле", – комментирует заместитель председателя Госкомналогов ЛНР Татьяна Фалина.
Некоторые налоги в Луганске оказались снижены по донецкому образцу (налог с оборота, например, уменьшился с 3-8% до 2%), ставки других выросли (налог на прибыль в ЛНР будет таким же, как в Донецкой республике, – 20%). Появились новые налоги – сельскохозяйственный, транспортный. Снят мораторий на взимание земельного налога, который действовал в ушедшем году.
Через две недели после вступления в силу нового закона глава ЛНР Игорь Плотницкий заявил, что необходимо внести доработки.
"Синхронизация (налогового законодательства с ДНР – Ред.) не означает, что все должно быть зеркально, а должно быть правильным и не в ущерб нашей республике", – отметил Плотницкий.
Из Луганска сообщали, будто единое налоговое законодательство действует с 1 января. В Донецке же аналогичный закон "О налоговой системе", хотя и принят Народным советом 25 декабря, вступил в силу лишь после подписания его главой ДНР Александром Захарченко 18 января.
Дончане темнят
За синхронизацию взялись внезапно. До этого каждая республика самостоятельно разрабатывала свою систему налогов и сборов. Первое упоминания об общей налоговой базе мы встречаем 11 декабря со стороны главы Госкомитета налогов и сборов ЛНР Сергея Бородина.
После и в Донецке начинают говорить о новом законе. Но о консультациях с ЛНР не упоминалось. Как и об общем налоговом поле в принципе.
"Мы начали активное обсуждение законопроекта "О налоговой системе ДНР", поскольку необходимо подать все заключения профильных министерств и ведомств до 31 декабря", – говорила председатель комитета по экономической политике парламента ДНР Марина Жейнова 17 декабря, не объясняя причин такой срочности.
Но подобного закона в планах не было еще за месяц до этого. Вместо него планировался Налоговый кодекс.
"Нашим министерством уже разработан Налоговый кодекс в полном объеме. Теперь он будет подаваться в Народный совет на рассмотрение. Как только он пройдет чтения в Народном совете, у государства появится новая нормативная база по налогообложению", – обещал журналисту официального сайта ДНР министр доходов и сборов республики Александр Тимофеев 4 ноября.
"Новый налоговый кодекс ДНР… должен, по моей информации, появиться с Нового года", – говорил начальник управления стратегии развития промышленности администрации Главы ДНР Эдуард Поляков 29 ноября.
От планов насчет кодекса в ДНР не отказались и сейчас. Последняя статья 255 закона "О налоговой системе" в ДНР гласит, что "настоящий закон… действует до момента вступления в силу Налогового кодекса Донецкой Народной Республики".
Тем не менее, закон принят. И больше того – после принятия он стал катализатором в контактах между двумя непризнанными республиками.
Возможна ли Донецко-Луганская республика?
В середине января в Донецк несколько раз приезжали делегации из Луганска. В их составе были представители Народного совета ЛНР, правительства и других ведомств республики. Задача состояла, прежде всего, в согласовании поправок в налоговый закон. Но не только.
"Сегодня мы обсудили элементы взаимодействия по дальнейшей законотворческой деятельности в ДНР и ЛНР. На следующей встрече мы планируем подписать меморандум о межпарламентском сотрудничестве, который станет регламентирующим документом", – рассказал председатель Народного совета ДНР Денис Пушилин 17 декабря после встречи с вице-председателем Народного Совета ЛНР Владиславом Дейнего.
Он добавил, что сейчас разрабатывается "пошаговый порядок взаимодействия законодателей народных республик". В ЛНР после встречи сообщили, что уже получили на рассмотрение проект меморандума. Однако окончательный его вариант "будет согласован на следующей встрече парламентариев союзных республик".
Некоторые аналитики полагают, что дело идет к объединению ДНР и ЛНР. Такую мысль высказывает, в частности, Андрей Каракуц в статье на "Украинской правде".
Нельзя забывать, что летом 2014-го уже был создан "Союз народных республик" со своим парламентом и главой. Но он так и остался бумажным проектом.
Причины фиаско этого "Союза" – не только в боевых действиях и слабой управляемости территорий ДНР и ЛНР на тот момент. Главной причиной стали политические и бизнес-амбиции местных деятелей.
"Союз народных республик" 2.0
Сейчас жесткая вертикаль выстроена в обеих непризнанных республиках, а несогласные "зачищены", но бизнес-интересы и амбиции никуда не делись.
В течение 2015 года структуры ДНР и ЛНР не раз конфликтовали из-за спорного имущества, оставшегося на их пограничье. Например, из-за десятков ж/д вагонов, загруженных углем еще до войны, в окрестностях Дебальцево.
К тому же у каждого из лидеров республик, у Захарченко в ДНР и у Плотницкого в ЛНР, есть политические амбиции. Каждый возглавляет общественное движение (партии в республиках запрещены с лета 2014-го) – "Мир Луганщине" и "Донецкая республика". В каждую из них рекрутируют местных жителей, у каждой действует молодежная организация.
Любая попытка объединить республики неизбежно столкнется с саботажем на местах. Ни один из лидеров не пожелает добровольно расстаться с наработанной вертикалью и бизнес-схемами. Разве что найдется кто-то настойчивый, кто напомнит им о судьбе оппозиционеров в ЛНР, – тогда разговор может дать плоды.
Но пока мы видим, что шаги по "синхронизации" законодательства руководство ЛНР и особенно ДНР делают без энтузиазма.
Такой сценарий не исключен. Трудно себе представить другое обоснование для унификации налоговых законов. У большинства стран в мире они различаются, что не мешает международному бизнесу. А тут – срочная синхронизация. Объяснение одно – перспектива объединения налоговых систем ДНР и ЛНР. А объединение налоговых систем – это общий бюджет, а значит – единое государство.
Подобный вариант до сих пор не обсуждался в рамках Минских переговоров. Но примечательно, что переговоры о сотрудничестве парламентов республик ведут именно минские представители ДНР и ЛНР – Денис Пушилин и Владислав Дейнего. Несмотря на разницу в статусах: Пушилин – спикер Народного совета ДНР, а Дейнего – всего лишь зампред.