Николай Трухин, РИА Новости Украина, Днепропетровск
Наш корреспондент в Днепропетровске решил пофантазировать на тему, каким будет город после выборов – если верить обещаниям политиков.
Отремонтированные дома, крыши и лифты
Сразу же нужно отметить: конкретную программу преобразований областного центра представил только Александр Вилкул ("Оппозиционный блок"). Документ разделен на блоки, в каждом из которых детально прописаны конкретные этапы реализации того или иного проекта.
Что же касается других кандидатов, то их программы похожи, скорее, на декларацию о намерениях.
В первую очередь, в Днепропетровске починят все старые (и даже не старые, но просто нуждающиеся в ремонте) дома. А в них – все коммуникации, крыши и лифты. Это то, что больше всего волнует горожан, судя по опросам местных СМИ.
И Александр Вилкул ("Оппозиционный блок") и Борис Филатов ("Укроп") обещают горожанам жизнь в безопасном городе. Народный депутат Борис Филатов даже успел "засветиться" на милицейском мероприятии, где патрульным раздали планшеты, благодаря которым они должны быстрее реагировать на вызовы граждан и ловить злоумышленников.
По сообщению пресс-службы Филатова, именно он помогал технически оснастить патрули.
Аваков идет по стопам Вилкула?
Вилкул же на этой теме не пиарится: он напоминает горожанам о том, что программа "Безопасный город" действовала в 2011-12 годах, когда он был главой области.
"То, что сейчас ведомство Арсена Авакова выдает как свое "ноу-хау", заимствованное у американцев, успешно работало в Днепропетровске. Милиционеры с проблесковыми маячками патрулировали город, чтобы хулиганам и другим нечестным на руку товарищам лишний раз "неповадно было". Итог – к 2011 году уличная преступность в регионе снизилась на 20%, А раскрываемость, наоборот, повысилась – на 7,5%", – напоминает эксперт Виктор Пащенко.
Всего за два года реализации программы Вилкула "Безопасный город" областные правоохранители получили около сотни новых современных спецавтомобилей – джипов Ssang Yong, оснащенных современной компьютерной техникой и средствами связи, и несколько быстроходных катеров, для патрулирования на воде. Техника приобреталась за средства предприятий.
Коррупция, модернизация ЖКХ и экология
Еще один кандидат в мэры, который, по оценке экспертов, может войти в тройку лидеров гонки, Загид Краснов ("Громадська сила") также обещает жизнь в безопасном городе. Но акцентирует внимание все же на другом – борьбе с коррупцией и реформировании жилищно-коммунального хозяйства.
Кстати, о ЖКХ. Тема больная и актуальна для всех городов Украины. Днепропетровские кандидаты не сулят изменений в один день, но обещают так выстроить систему работы ЖКХ, чтобы она, во-первых, работала без сбоев, а во-вторых, чтобы горожане платили за тепло, газ, свет и воду меньше, чем сейчас.
Кандидаты в один голос утверждают: это реально, если город позаботиться о модернизации оборудования и сетей.
Тройка лидеров предвыборной гонки обещает это сделать.
Не забывают кандидаты и о проблеме экологии. По их заверениям, благодаря привлечению инвестиций в модернизацию предприятий и реализации программ очистки отходов, в ближайшие годы удастся кардинально улучшить экологическую ситуацию в Днепропетровске.
Спасение "Южмаша"
И Вилкул, и Филатов, и Краснов – успешные топ-менеджеры, знающие толк в бизнес-процессах. Поэтому в своих программах они обещают всяческую поддержку малому и среднему бизнесу, понимая, что это – основа экономики.
Так, к примеру, заниматься реанимацией легендарного ракетно-космического производства Президенту Порошенко некогда, зато дать второе дыхание заводу обещают и Александр Вилкул, и Борис Филатов.
Последний считает, что ситуацию на "Южмаше" усугубляет бездействие центральной власти.
"Сюда (на "Южмаша" – ред.) приезжал и Петр Алексеевич, и представители Кабинета Министров. Все обещали, но ничего не сделали. Обещали и госзаказ, и принятие соответствующих законопроектов о финансовом оздоровлении предприятия, и освобождение от обложения таможенными платежами. Из приблизительно 200 протокольных поручений Кабмина и Президента не выполнено ни одно. Все они рассматриваются формально", – рассказал во время встречи с работниками завода Борис Филатов.
По его словам, если у Южного машиностроительного завода не будет лоббиста, завод просто остановится, ведь на сегодняшний день предприятие должно своим работникам порядка 60 млн гривен. А за потребленную электроэнергию ДТЭК – 245 млн. гривен.
"Регионалы" против "приватовцев"
Александр Вилкул, который также побывал с предвыборной встречей на заводе, честно признается: самостоятельно мэр города изменить ситуацию на "Южмаше" не сможет, поскольку это – государственное предприятие, но добиться решения проблем флагмана отрасли – вполне реально, считает Вилкул.
"Восстановление работы "Южмаша" – это, прежде всего, возможность для дальнейшего развития Днепропетровска, потому что от него зависит заработная плата и стабильная жизнь десятков тысяч горожан. Мы не имеем права потерять "ЮЖМАШ"! И я сделаю все, чтобы этого не произошло. Да, сохранение такого предприятия – это не компетенция мэра, но я знаю, как решать такие вопросы в Киеве. Как мэр Днепропетровска, я буду разговаривать и с Президентом, и с Кабинетом министров, чтобы Украина сохранила статус одной из семи космических держав", – подчеркнул Александр Вилкул на встрече с работниками "Южмаша".
Вилкул и Филатов, словно близнецы-братья, обещают горожанам достроить метрополитен и объездную дорогу вокруг Днепропетровска. Отметим, что на парламентских выборах в 2012 году Партия регионов, которую в Днепропетровской области возглавлял Вилкул, также обещала достроить подземку.
Справедливости ради скажем, что команда Вилкула-губернатора и начала реализацию двух этих крупных инфраструктурных проектов – метро и объездной. А за полтора года пребывания у власти в регионе команды Игоря Коломойского, проекты не сдвинулись с мертвой точки ни на сантиметр.
Фактор Курячего
Политсилу главы государства – Блок Петра Порошенко-Солидарность – в Днепропетровске по результатам различных опросов поддерживают около 4,5% горожан: во многом благодаря тому, что президенсткий блок выставил кандидатом в мэры явно не претендующего на победу Максима Курячего.
Эксперты говорят о "договорняке" между "Оппозиционным блоком" и БПП, цель которого – отобрать голоса у Филатова.
"Активность Курячего может привести к тому что во втором туре окажется пара Вилкул-Краснов. Ведь для команды Президента крайне важно обеспечить приличный результат для кандидата, который она представляет. Играя на электоральном поле Филатова, Курячий будет отбирать у него голоса", – считает политолог, глава Аналитического центра "Третий сектор" Андрей Золотарев.
В то же время, политический директор "Гражданского избирательного комитета" Дмитрий Шепель считает, что тройка лидеров (Вилкул-Филатов-Краснов) может выглядеть по-другому.
"Главная интрига выборов городского головы в настоящий момент – борьба за второе место. Сейчас это Загид Краснов, но высоки шансы и у Бориса Филатова, и, особенно, у Максима Курячего, рейтинг которого сейчас активно растет", – сказал Шепель.
Коломойский: влияние сохраняется?
По словам экспертов, партии, которую поддерживает экс-губернатор Днепропетровщины Игорь Коломойский, – "Укропу" – в будущем городском совете не суждено играть первую скрипку.
Ситуация может поменяться, если в избирательные бюллетени все же включат "Возрождение": обиженных у нас любят, а "Возрождение" активно не пускали на выборы, и лишь под влиянием решения суда Днепропетровский теризбирком обязан зарегистрировать список партии для участия в местных выборах.
На этой волне партия может добавить к своему рейтингу – около 3% – еще несколько пунктов, и тогда сможет перевалить 5%-ный барьер.
"От влияния Коломойского, пока существует его бизнес-империя, избавиться нереально, как нереально и избавиться от людей, для которых он если не мессия, то авторитет высшего порядка. А вот поставить его команду в рамки закона – это реально. Никого не должно быть в законе и над законом", – отмечает политолог Андрей Золотарев.
Журналист Вадим Рыжков также считает, что Коломойский "пророс" буквально во все сферы жизни и управления в регионе, так что полностью исключить влияние олигарха на развитие Днепропетровска – невозможно.