наверх
03.05.202422:23
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Украина: новых дорог не будет еще 100 лет

Ситуация в экономике Украины (368)

(обновлено: )115550
Без системных изменений и установления жесткого общественного контроля над расходованием средств нормальных дорог в Украине не будет и через сто лет. Впрочем, к тому времени исчезнут те дороги, которые есть – ведь асфальт "сходит вместе со снегом".

Андрей Лубенский, РИА Новости Украина

Как ни странно, есть люди, которых такая ситуация устраивает. Об этом говорили эксперты на заседании круглого стола на тему "Бездорожье и "дорожные" деньги. Как власть зарабатывает на водителях", состоявшемся в редакции РИА Новости Украина.

Самые дорогие в Европе

Украинские дороги, если говорить о цене их строительства, чуть ли не самые дорогие в Европе и в мире, километр обходится в 5-6 млн долларов. Если по этим дорогам проехать, остается только догадываться, куда уходят такие деньги, отметил эксперт Фонда "Общественная безопасность" Юрий Гаврилечко. Он также напомнил о такой экзотической для мира украинской практике, как ямочный ремонт – там использование средств вообще не поддается реальному учету.

Между тем деньги на дороги вроде бы есть: бюджет "Укравтодора" составляет 25 млрд гривен. Однако, подчеркнул эксперт, из этой суммы лишь 3,4 млрд грн выделено на содержание дорог, а 19,1 млрд грн уйдет на оплату долгов.

"Сравните эти цифры и почувствуйте разницу", — сказал Гаврилечко. По его словам, шансов на то, что 170 тысяч украинских автодорог будут приведены в порядок хотя бы через полвека, "практически нет".

Куда уходят деньги?

С этим тезисом согласился президент Ассоциации "Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины" Леонид Косянчук. С одним уточнением: дорог не будет и через 100 лет, никогда. Если не внедрить строгий общественный контроль за расходованием денег (с обязательной ротацией контролеров).

Косянчук напомнил, что до 2011 года в стране существовал транспортный сбор, а потом от него перешли к акцизам на топливо. Транспортный сбор, по его словам, обеспечил прибавку в размере 368 млн евро в год – "но качество дорог не улучшилось".

По мнению спикера, причина простая: деньги разворовывают, причем – "на самом высоком уровне". Косянчук отметил, что "Укавтодор" фактически всегда был подотчетен президенту (не взирая на фамилию хозяина президентского кабинета) и потому деятельность монополии никогда не проверялась и не проверяется.

"И эти 19 миллиардов гривен долгов, о которых здесь говорили… Это мы платим за чьи-то яхты", — сказал он. По его словам, без системного реформирования системы и без общественного контроля надеяться на улучшение дорог в Украине не стоит: "будет проще летать на вертолетах".

Читайте также: Год новой власти: почти европейская страна

Европейский опыт

Ситуацию с ремонтом дорог в Украине уже остроумно описывают со ссылкой на классику: "одна российская беда ремонтирует другую". Об этом сказал директор аналитико-исследовательского центра "Институт города" Александр Сергиенко. Но намекнул: тот же ямочный ремонт наверняка делают вовсе не по глупости, подсчитать и доказать хищения при таком методе почти невозможно.

"Вот премьер Арсений Яценюк призывает срочно выделить на ремонт дорог 1 миллиард гривен… Я убежден, что 80% этой суммы пойдет на ямочный ремонт", — отметил он. По его словам, контроль затруднен и в других сферах: так, дороги "убивают" перегруженные фуры, но наладить контроль веса не удается – у грузоперевозчиков сильное лобби…

Эксперт рассказал о европейских рецептах: фирма-строитель "на много лет вперед дает гарантию" эксплуатации дороги, проводится экспертиза… Но в Украине это будет возможно лишь в том случае, если удастся сломать существующую систему с "повышенными коррупционными рисками". Без этого – "никаких денег не хватит".

А Леонид Косянчук отметил, что выходом может быть сдача дорог в концессию иностранным фирмам – "они просто не дадут ничего украсть, они этому не обучены".

Самое читаемое
    Темы дня