Андрей Лубенский, РИА Новости Украина
Как ни странно, есть люди, которых такая ситуация устраивает. Об этом говорили эксперты на заседании круглого стола на тему "Бездорожье и "дорожные" деньги. Как власть зарабатывает на водителях", состоявшемся в редакции РИА Новости Украина.
Самые дорогие в Европе
Украинские дороги, если говорить о цене их строительства, чуть ли не самые дорогие в Европе и в мире, километр обходится в 5-6 млн долларов. Если по этим дорогам проехать, остается только догадываться, куда уходят такие деньги, отметил эксперт Фонда "Общественная безопасность" Юрий Гаврилечко. Он также напомнил о такой экзотической для мира украинской практике, как ямочный ремонт – там использование средств вообще не поддается реальному учету.
Между тем деньги на дороги вроде бы есть: бюджет "Укравтодора" составляет 25 млрд гривен. Однако, подчеркнул эксперт, из этой суммы лишь 3,4 млрд грн выделено на содержание дорог, а 19,1 млрд грн уйдет на оплату долгов.
"Сравните эти цифры и почувствуйте разницу", — сказал Гаврилечко. По его словам, шансов на то, что 170 тысяч украинских автодорог будут приведены в порядок хотя бы через полвека, "практически нет".
Куда уходят деньги?
С этим тезисом согласился президент Ассоциации "Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины" Леонид Косянчук. С одним уточнением: дорог не будет и через 100 лет, никогда. Если не внедрить строгий общественный контроль за расходованием денег (с обязательной ротацией контролеров).
Косянчук напомнил, что до 2011 года в стране существовал транспортный сбор, а потом от него перешли к акцизам на топливо. Транспортный сбор, по его словам, обеспечил прибавку в размере 368 млн евро в год – "но качество дорог не улучшилось".
По мнению спикера, причина простая: деньги разворовывают, причем – "на самом высоком уровне". Косянчук отметил, что "Укавтодор" фактически всегда был подотчетен президенту (не взирая на фамилию хозяина президентского кабинета) и потому деятельность монополии никогда не проверялась и не проверяется.
"И эти 19 миллиардов гривен долгов, о которых здесь говорили… Это мы платим за чьи-то яхты", — сказал он. По его словам, без системного реформирования системы и без общественного контроля надеяться на улучшение дорог в Украине не стоит: "будет проще летать на вертолетах".
Читайте также: Год новой власти: почти европейская страна
Европейский опыт
Ситуацию с ремонтом дорог в Украине уже остроумно описывают со ссылкой на классику: "одна российская беда ремонтирует другую". Об этом сказал директор аналитико-исследовательского центра "Институт города" Александр Сергиенко. Но намекнул: тот же ямочный ремонт наверняка делают вовсе не по глупости, подсчитать и доказать хищения при таком методе почти невозможно.
"Вот премьер Арсений Яценюк призывает срочно выделить на ремонт дорог 1 миллиард гривен… Я убежден, что 80% этой суммы пойдет на ямочный ремонт", — отметил он. По его словам, контроль затруднен и в других сферах: так, дороги "убивают" перегруженные фуры, но наладить контроль веса не удается – у грузоперевозчиков сильное лобби…
Эксперт рассказал о европейских рецептах: фирма-строитель "на много лет вперед дает гарантию" эксплуатации дороги, проводится экспертиза… Но в Украине это будет возможно лишь в том случае, если удастся сломать существующую систему с "повышенными коррупционными рисками". Без этого – "никаких денег не хватит".
А Леонид Косянчук отметил, что выходом может быть сдача дорог в концессию иностранным фирмам – "они просто не дадут ничего украсть, они этому не обучены".