наверх
08.05.202404:51
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Национализм в Украине: претензии оформлены, задачи намечены...

Политический кризис в Украине (1691)

(обновлено: )36610
В субботу, 22 марта на учредительном съезде в Киеве радикальное объединение "Правый сектор" приняло решение о своем преобразовании в полноценную политическую партию, цель которой – борьба за власть в стране, пишет Скачко.

Владимир Скачко, журналист

Последствия этого шага Украина и каждый ее житель еще ощутят на себе. В день, когда новые украинские вожди праздновали первый месяц пребывания в самых высоких руководящих креслах, «всплывших» им под мягкие места прямо из пожарищ и крови Майдана, прозвучал первый тревожный звоночек.

Во-первых, свою претензию на всю полноту власти в стране предъявили те, кто эти пожарища организовал и кто эту кровь проливал. И свою, и чужую. За отечественные вложения олигархов, которым нужно было «укоротить» прежний режим Виктора Януковича, и за иностранные гранты «на демократию и свободу», служащие благородным политическим прикрытием государственного переворота.

В субботу, 22 марта 2014 года, на учредительном съезде в Киеве радикальное объединение «Правый сектор» («ПС») приняло решение о своем преобразовании в полноценную политическую партию, цель которой – борьба за власть в стране. Лидером партии ПС стал Дмитрий Ярош, которого учредительный же съезд и поддержал в качестве кандидата в президенты Украины. Он в интервью изданию «Публичные люди» перед съездом и мотивировал трансформацию сборища боевиков в респектабельную политорганизацию: «Радикально изменилось все после 19 января 2014 года. «Правый сектор» стал не просто политическим, а общественно-политическим. Люди начали ориентироваться на нас практически по всей Украине». Вот чтобы конвертировать эти чаяния людей в свои дивиденды, «ПС» и стал партией.

Во-вторых, в Украине, и так дезинтегрированной по всем направлениям, фактически наметилась еще одна линия раскола между теми, кто организовывал Майдан и начал пожинать его плоды. Узаконился раскол между разными группами националистов, которые стали главным участниками политического мейнстрима в Украине. Возникновение партии «ПС» Дмитрия Яроша – это фактически вызов партии «Свобода» Олега Тягныбока, которая на волне Майдана уже стала правящей, отправив во власть своих представителей на должности двух министров и Генпрокурора.

При всем кажущемся сходстве «Свободы» и «ПС» это родственные, но все же идеологически несколько разные партии. И та, и другая - духовные наследники Дмитрия Донцова, Степана Бандеры, Романа Шухевича и прочих родоначальников, теоретиков и практиков так называемого «интегрального украинского национализма», для которых «чистота украинской нации» и «украинская Украина» – самые высокие ценности. А лозунг «Гэть вид Москвы!» - главное руководство к действию.

Но «Свобода» - это скорее националисты, упирающие на чистоту нации. Отсюда и максимальная ксенофобия, расовая нетерпимость ко всем, но в первую очередь к «жидам, москалям и ляхам» (евреям, русским и полякам). И создана «Свобода» была путем переименования Социал-национальной партии Украины. Переименования, в том числе, и из-за близости к названию Национал-социалистической немецкой рабочей партии Адольфа Гитлера, политическими и военными союзниками которого в годы Второй мировой войны были упомянутые «отцы» интегрального национализма.

А «ПС» - это скорее русофобы-патриоты. Для них чистота крови тоже важна, но на нацию, на людей любой национальности они смотрят преимущественно как на инструмент для достижения политических целей. Такие главные цели для «ПС» Яроша – приход к власти в Украине и после этого (или вместе с этим или параллельно) уничтожение России. Любой ценой. Невзирая ни на какие жертвы. Только в исчезновении России Ярош, по его словам, видит условие и гарантию существования независимой Украины. Следовательно, всех и любой национальности можно бросить в топку «революции» и «освобождения Украины».

И хотя создавался «ПС» на базе общественной радикал-националистической организации «Тризуб» имени Степана Бандеры, но в партию он превратился на базе уже существующей политпартии УНА-УНСО (Украинская национальная ассамблея – Украинская самооборона). А УНА-УНСО, расцвет которой пришелся на средину 90-ых годов прошлого века, когда ее бойцы воевали против России в Чечне, в войсках Джохара Дудаева. Небезызвестный Александр Музычко – Сашко Белый, тогда получивший орден из рук Дудаева за уничтожение российских десантников и танков. А сейчас устанавливающий свою власть в Украине при помощи АКМ - герой из тех времен. Характерная деталь из того прошлого: в Киеве начальником медслужбы УНА-УНСО был молодой отлично говорящий по-украински афроукраинец, плод запретной любви времен интернациональной дружбы в СССР...

Но есть еще одно, как мне кажется принципиальное и немаловажное отличие «Свободы» и «ПС». «Свобода» уже имеет парламентскую фракцию и доступ к исполнительной власти и хочет только расширить там свое представительство. И остающийся в центре Киева Майдан для нее – это только подспорье, которое, диктуя свою волю, ей уже начинает мешать. «Свобода» хочет респектабельного и уже эволюционного, а не революционного руководства Украиной. И в этом «Свобода» более похожа на своего «собрата» по правящей коалиции – на партию «Батькивщина», которая после Майдана получила посты спикера парламента, и.о. президента и премьер-министра.

А «ПС» кардинально не согласен, ни с властью, ни, разумеется, с «обуржуазившейся» «Свободой». «Правосеки» отказываются сдавать и вообще складывать оружие, в том числе и полученное во время разграбления милицейских складов. Они настаивают на продолжении «национальной революции», а нынешнюю уже постмайданную власть считают «не достаточно радикальной предательницей идеалов Майдана». Майдан для них – и источник вдохновения, и главный мотиватор задач, и инструмент мобилизации сторонников.

«ПС» готов пестовать Майдан и даже превратить его в «Майдан-3». То есть выступить против нынешней власти и то ли сменить ее, то ли подкорректировать своим кадрами и заставить действовать более решительно. И в Украине в борьбе с «олигархами, коррупционерами и сепаратистами», и на «российском фронте».

Постмайданная власть тоже действует знакомо – по принципу «разделяй и властвуй». Она хочет респектабельно выглядеть в глазах Запада, уже напуганного размахом экстремизма боевиков. И потому жаждет навсегда покончить с Майданом как с уже ненужной вольницей и источником угроз для себя лично. Закулисный вдохновитель нынешней власти Юлия Тимошенко то ли сама изобрела, то ли, как всегда, вовремя озвучила причину, почему надо и расправиться с Майданом, и покончить с разгулом боевиков. По ее словам, экстремистски действующие и неконтролируемые боевики только играют на руку «агрессору» - России. А то и вообще являются «скрытыми лазутчиками-провокаторами Путина», которых нужно приструнить и уничтожить.

«Свобода» в этом, повторяю, солидарна с «Батькивщиной». И только под шумок экстремизма использует свои властные рычаги для расширения ареала собственной власти, демонстрируя показной экстремизм, а на самом деле захватывая нужные органы. «ПС» еще должен, либо силой захватить власть, либо прийти к ней через горнило выборов.

Такая прекрасная возможность у него появляется. Получив в наследство разваленную армию, власть создала Национальную гвардию. Официально – для защиты внутреннего порядка и отражения агрессии. Неофициально – для того, чтобы собрать в гвардии весь гулевой и горючий «материал» с Майдана, из «Свободы» и особенно из «ПС» и направить их неуемную энергию на зачистку юго-востока Украины от «сепаратистов». И в той борьбе либо приучить их к дисциплине и окончательно приручить, либо истребить в междоусобной гражданской войне. Расчет на двойную выгоду – и сепаратизм одолеть, и от горячих голов избавиться. Хоть от части из них...

«ПС» и его вожди отлично эти планы власти уже раскусили. И потребовали вооружить их всем вооружением, в том числе, и тяжелым, которое имеется в распоряжении вооруженных сил. Им в этом отказали и приказали вступать в Нацгвардию. Процесс этот потихоньку пошел, но «ПС» пока отказался идти «освобождать Крым». А его походы на юго-восток напоминают скорее карательные вылазки, нежели спланированную, целенаправленную и системную кампанию.

Оно и понятно: «правосеки» хоть и выглядят как тупые и безмозглые погромщики, но отлично понимают, что если они сунутся в Крым или на юго-восток всей своей звериной мощью, то будут иметь дело с... российскими войсками. А значит, там они и найдут бесславный конец. Ведь президент России Владимир Путин пообещал не оставить на произвол судьбы соотечественников в Украине. А сами они еще не насладились в полной мере плодами победы Майдана у себя дома. Следовательно, «ждут нас еще дома дела», как поется в известной песенке...

Многие сегодня сравнивают украинскую ситуацию с ситуацией в Германии, когда в январе 1933 года Адольф Гитлер приходил к власти. Сходство есть только в политическом окрасе главных действующих лиц. Потому что даже Гитлер в Германии приходил к власти демократично, через выборы. А власть в Украине «нынешние» захватили в результате государственного переворота.

К тому же, приходя к власти, Гитлер смог обеспечить относительное единство в своей партии и только заполнил своим кадрами все органы власти, приручил правоохранителей и армию. «Фюрер немецкого народа» обошелся лишь небольшой «ночью длинных ножей» летом 1934 года. Чтобы избавиться от небольшого количества недовольных своей персоной. А вот украинские и власть, и националисты к такому единству не пришли. Последние еще могут схлестнуться в борьбе за власть, минуя нынешних руководителей, которые во спасение себя будут стравливать «Свободу» и «ПС». И если все во исполнение собственных партийных задач возьмутся за оружие, то в несчастной Украине мало никому не покажется...

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.

Самое читаемое
    Темы дня