наверх
26.04.202409:03
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

НАБУ не будет самостоятельным игроком – юрист

Военная растрата. Коррупционный скандал в Минобороны (420)

(обновлено: )17410
Эксперт Центра политико-правовых реформ Александр Банчук в эфире "ГС" пояснил, почему нужно увеличивать финансирование силового блока и почему НАБУ никто не даст больше самостоятельности.

 

Согласно проекту госбюджета, Кабмин предлагает увеличить расходы на Министерство внутренних дел на 10% – с 37 миллиардов до 41 миллиарда гривен. Расходы на Генеральную прокуратуру могут вырасти на 40% – с чуть более трех миллиардов гривен до более четырех миллиардов гривен.

Правительство также предлагает увеличить расходы на Национальное антикоррупционное бюро на 60%. Предлагается выделить на финансирование Национальной полиции 15,429 млрд гривен, что 10% больше, чем в 2016 году.

Насколько осуществимы планы и зачем увеличивается финансирование силового блока, прокомментировал в эфире радиостанции Голос Столицы юрист, эксперт Центра политико-правовых реформ Александр Банчук.

Читайте также: Рост преступности в Украине. По версии МВД, во всем виновата ФСБ России

Необходимо ли силовому блоку повышение финансирования в следующем году?

– Очевидно, что это нужно, и у каждого из органов есть свои причины на это увеличение.

Например, если говорить о прокуратуре, то эксперты ожидают того времени, когда наконец заработает норма нового закона о прокуратуре, о размере зарплаты, потому что она уже не менее двух лет подряд откладывалась.

Поскольку у прокуроров очень похожая ситуация с судьями и детективами НАБУ, в законе определены очень четкий размер их зарплат и доплат. А по МВД, то, конечно, ожидали 24 млрд гривен, а есть только плюс 15,5.

Генпрокуратура, которая получит надбавку в 40%, в то же время, как Национальное антикоррупционное бюро может рассчитывать только на 10%. Чем можно объяснить такую разницу?

– Сейчас мы видим лишь общие строки в проекте бюджета, поэтому трудно понять, с чем это связано, но я думаю, что это связано с тем, что зарплата детективов НАБУ с самого момента бюро такая, как определено в законе, и она больше, чем у прокуроров.

Хотя их гораздо меньше – детективов – потому это или на материально-техническое обеспечение НАБУ, или просто увеличение количества детективов, потому запланированы новые наборы детективов.

А в прокуратуре, соответственно, увеличение потому, что, например, закон определяет, с 2014 года два года подряд это не выполнялось, ни в 2015, ни в 2016, что минимальная зарплата прокурора, который приходит в местную прокуратуру, должна быть десять минимальных зарплат. Сейчас это около 12 000 гривен. Это ставка, без доплат и всех других вещей. А это не выполнялось, была ставка около 3000-4000 гривен.

Об увеличении бюджета МВД, речь идет о запросах от Нацполиции?

– Да, в целом МВД увеличилось, но все органы, которые есть в сфере управления МВД: и полиция, и НГУ, и миграционная служба, и СЧС – все по определенному проценту бюджета получат на следующий год больше, чем они имели в этом году. У кого-то больше, у кого меньше.

Это увеличение, но его недостаточно. С другой стороны, например, резерв я бы видел в том, но нынешнее руководство МВД на это никогда не пойдет, чтобы, например, ведомственные вузы, которые есть в системе МВД.

На них увеличение есть и на них в следующем году планируют потратить около 1,1 млрд гривен. Это при том, что руководитель полиции говорит, что им не нужны эти университеты, а достаточно одной полицейской академии.

Министерство продолжает финансировать свои шесть ведомственных вузов. Такая определенная несогласованность ведомственная получается, а эти ресурсы можно было бы гораздо эффективнее использовать на деятельность полиции, на то, что действительно нужно руководителю полиции.

К концу ноября планируется принять законодательство об усилении независимости Национального антикоррупционного бюро, оно должно получить широкий спектр полномочий. В перспективе это действительно будет сделано?

– Об этом в экспертной среде и в переговорах с международных нашими партнерами уже минимум полгода речь идет. Преимущественно говорят о том, чтобы предоставить возможность НАБУ осуществлять прослушивание без привлечения СБУ или полиции.

Потому что сейчас только СБУ и полиция вправе осуществлять прослушивание телефонных разговоров. И это одно из требований, в том числе, наших кредиторов, для того, чтобы полностью была автономная деятельность органа.

Но я не думаю, что до конца ноября это произойдет, потому что полгода наша власть сдерживала это. Автономного, независимого игрока в нашей системе власти никто не хочет, поэтому это вряд ли произойдет. Даже другие, обратные процессы происходят, например, законопроект от депутатов БПП, в котором даже хотят ограничить полномочия руководителя специализированной антикоррупционной прокуратуры в вопросе решения подследственности.

Есть законопроект, чтобы только генпрокурор решал. Мы видим, что происходят ограничения новых антикоррупционных институтов через законодательные инициативы.

На самом деле, сейчас хотя бы не увеличивать независимость и автономность, а хотя бы сохранить то, что у нас есть в новых антикоррупционных органах, это будет достижением, учитывая действия власти.

Ранее политтехнолог Олег Постернак спрогнозировал в эфире радиостанции Голос Столицы, что с принятием бюджета народные депутаты будут тянуть, по крайней мере, до середины декабря.

 

Самое читаемое
    Темы дня