наверх
04.05.202422:16
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

"Новая школа": проще, веселее, интереснее? Что ждет детей и родителей

(обновлено: )102023
Советник министра образования Оксана Макаренко подробно рассказала о реформе образования, непосильных заданиях для первоклассников, а также сообщила, что лишь 8% детей заканчивают школу здоровыми.

Школьники вскоре будут учиться по-новому. В частности, для начальных классов обещают уменьшить количество домашних заданий и разбавить играми обучение.

Так, в середине августа Минобразования показало общественности концепцию, которая называется "Новая школа". Нарабатывались эти изменения в течение трех последних лет.

Читайте также: Социальный кризис от Порошенко и черное проклятие приватизации. Мнение эксперта

Подробнее реформу образования и программу "Новая школа" в эфире радиостанции Голос Столицы проанализировала один из разработчиков данной концепции, советник министра образования Оксана Макаренко.

Откуда взялась идея концепции "Новая школа", почему она необходима?

– Реформа ради реформы не нужна. Поэтому эти изменения обсуждались три года. И они обсуждались именно потому, что современная школа в том виде, в котором она есть, не готовит ребенка к успешной жизни. 

Среднее образование наименее реформировано, оно много содержит норм еще с советских времен. И очень много родителей, учителей и работодателей жалуются на то, что дети выходят из той школы не готовыми к современным реалиям.

Эти недостатки присущи не только украинской школе. Они присущи многим образовательным системам мира. Потому что эта система формировалась именно под эпоху индустриализации, когда люди должны были работать на заводах, на конвейерах, надо было подготовить должным образом человека для работы. 

По сути, быть таким винтиком в большой системе механизма, чтобы был опрятный, чтобы он не допускал ошибок, чтобы он четко знал инструкцию. 

Все, что не попадало под этот стандарт, отсеивалось. Это касалось как очень умных детей, так и детей с ограниченными физическими возможностями или из неблагополучных семей. Ребенка превратили почти во флешку, которая просто успевает только изучить, воспроизвести, получить оценку и забыть. 

Но он не умеет пользоваться этими знаниями. Например, он учит математику, но не может решать жизненные задачи.

Детям сложнее сейчас в школе, чем было их родителям?

– Стало больше предметов, которые преподаются. Статистика нам говорит, что только 8% детей заканчивают эту школу здоровыми, теряют интерес к обучению еще в третьем классе. 

Как реагирует на это система сейчас? Они сделали кафедру, сделали отдельный предмет "основы здоровья", который по своей сути дублирует всю информацию в других предметах, сделали учебник под те уроки, положили его в портфель, которой и так тяжелый и приводит к сколиозу у ребенка. 

Но решать это можно по-другому. Добавлять, например, физические занятия. Зачем отдельный предмет "этика", если ребенок приходит на математику, что-то не так считает, и ему говорят, что он не очень умный, расписывают красной ручкой дневник, дома еще и родители добавили, что ты не такой умный, как соседский ребенок, и на том о достоинстве уже можно забыть. 

Потому что воспитание личности немножко отличается от воспитания винтика послушного.

Какие еще изменения произошли в системе образования?

– Если мы с вами ходили еще в семь лет в школу, то они идут в шесть. То есть это ребенок, которому трудно даже 40 минут сидеть просто ровно, не бегать, запоминать. Им надо больше двигаться. 

Есть концепция "Новой школы". Она будет внедряться с 2018 года. А есть такие изменения, которые были проведены в рамках действующего государственного стандарта, того, что сейчас действует. И они касались именно практической реакции учителей на эти программы.

Если говорить, что ребенок не будет знать таблицу умножения, это неправда. Он будет знать, но, скажем, не просто начинать с ней знакомиться с того, что ее надо вызубрить и рассказать учительнице. 

Надо попрактиковаться сначала, разобраться, для чего оно используется. То же самое касается красной ручки. Эта красная ручка – фиксация на ошибке, формирует страх перед ошибкой. А это невозможно сейчас в современном мире, потому что мир нуждается в инноваторах, которые будут изобретать новый мир. И это касается не только инженеров. Это и просто творческие люди, креативно мыслящие потребуются. 

Потому что многие функции заменяют работы и платформы. И для того, чтобы человек был способен к исследованиям, к тому, чтобы найти что-то новое, он должен не бояться делать ошибки, а работать со своими ошибками.

Стартовал первый этап реформы — новшества в начальной школе. Не кажется ли, что вместо подтягивания слабых к более сильным, мы делаем наоборот?

– Нет, это неправда. На самом деле эти сложности возникли из-за обновленного ГОСТа. Когда пришли новые учебники под этот стандарт в школы, они оказались слишком сложными для детей. 

Ребенок, как сказал метко директор одной из школ, как фаршированная рыба – напичкали теоретическими знаниями, он как бы выглядит, как рыба, а плавать не может. Он не может определиться, кто он, не чувствует себя, не знает, куда он дальше хочет. 

То есть эта школа работает с одним типом интеллекта – научным. И задача новой школы – увидеть личность ребенка. Не учебные планы надо поставить в центр, не учебник, не стандарт, а ребенка. Ребенка, который имеет свои особенности в развитии. 

Кто-то быстрее запоминает информацию, кто-то дольше. На выходе они все придут к тому, что они овладеют стандартом на определенном уровне. Но способы обучения для каждого подходят разные. 

Поэтому в этой концепции закладываются различные способы обучения. Может, это будет школа, может, домашнее образование, может, дистанционное, могут быть разные возрастные группы, потому что, например, кто себе придумал, что детей надо делить по возрасту? 

Один ребенок в 9 лет знает математику так, как другой в 13, может, им бы интереснее вместе учиться.

Расскажите о нововведениях, которые должны заработать с 2018 года.

– Те дети, которые пойдут в школу в 2018 году, постепенно будут осваивать новые программы, новые стандарты, новые подходы к обучению. Двенадцатый год появится ближе к 2029-2030 учебным годам. То есть те, кто сейчас пошли, будут заканчивать 11-летнюю школу.

Что ждет детей, которые сегодня пришли в школу в младшие классы?

– У них остались те же учебники, те же учителя. Изменились программы и рекомендации учителям, как учить этих детей. Изменились требования к оценке. Это революционная норма. 

Учитель не имеет права оглашать на родительских собраниях при всех оценки ребенка. Это конфиденциальная информация, которую он должен предоставлять только ребенку, родителям. Это ключевое, на мой взгляд, изменение.

Я заметила, что когда мой ребенок пошел в первый класс, у меня был учебник математики, где было на 147 страницах 153 ошибки. Когда мы пошли к учительнице и попросили поменять, она сказала, что это невозможно, потому что эти учебники напечатаны министерством на пять лет и нельзя пользоваться другой информацией. 

Так мы дошли до министерства и дошли и до изменения концепции.

Как нарабатывали эту концепцию?

– Провели публичное обсуждение на платформе по каждой программе, свои мысли высказали учителя-практики, родители присоединились, очень много, более 4 тысяч экспертов, людей, авторов, получили 8 тысяч комментариев. 

Наиболее вменяемые были учтены, согласованы с Академией педагогических наук.

С чем не были согласны учителя?

– Очень была жесткая дискуссия, например, вокруг измерения оценки техники чтения. Вот прямо разделились, чуть ли не до войны дошло. 

Одни считали, что если не вызвать ребенка к доске и не ставить с часами читать вслух 80 слов в минуту, то он никак не научится читать до 5 класса. 

Хотя во всем мире нет такой нормы – вслух читать на время. В мире есть техника чтения, чтобы ребенок понимал, что он читает. Поэтому мы решили снять эту норму – оценки на время, сконцентрировались на том, чтобы добавить в книги, в программы современных авторов. Ибо все авторы оказались давно умершими. И описан тот мир, в котором дети уже не живут. Это Украина прошлых веков, где много приходилось объяснять ребенку, что это такое, о чем он читает. 

Хотя вообще не было текстов, в которых бы были, например, диалоги, как себя вести в аэропорту. Кстати, в первый раз за всю историю независимой Украины будет напечатана детская книга для чтения, хрестоматия.

Какие авторы туда войдут?

– Там будут современные украинские писатели: Саша Дерманский, Иван Андрусяк, Марьяна Савка, многие другие. Были консультации с известными сайтами, платформами, которые занимаются продажей детских книг, и вот будет такая хрестоматия. 

Она будет роздана в библиотеки, можно будет брать оттуда интересные тексты, которые нравятся детям, и за счет этого формировать навык к чтению. 

Затем, например, математика. Сначала также автор программы была против изменений, потом присоединилась и признала, что действительно, там много чего можно поменять. Например, весы. Очень было много задач на весы. А дети их не видят нигде в жизни. Ты не можешь им это продемонстрировать, потому что они везде уже электронные. 

Также убрали выучить наизусть "ноль – это отсутствие элементов множества" в первой четверти. Это не значит, что они никогда не должны изучить ноль. Но чуть позже, когда адаптируются, поймут эти понятия абстрактные, будут способны их усвоить. Поэтому убрали эту лишнюю, вторичную, ненужную ребенку информацию, зато высвобождено время на отработку тех практик, чего ребенок не успевал.

Ребенок в младшей школе должен несколько раз повторить одну и ту же формулу. Ту самую таблицу умножения посчитать сначала на яблочках, потом, возможно, на собачках, а потом уже он сможет ее абстрактно изучить. А когда напихали этой второстепенной ненужной информации, потеряли эти возрастные особенности ребенка, ему становится сложно, и он больше не хочет учиться, и нельзя мотивировать, дальше начинаются ссоры в семье из-за этих домашних заданий непомерных. 

То есть в школе написали одну страницу, домой задали четыре по каждому предмету. До ночи, пожалуйста, делайте задачи с детьми. А, возможно, родителями бы интереснее было сходить в музей или в театр с ребенком, или в кино, а не сидеть, переписывать эти дополнительные тетради, которых купили на первом родительском собрании. 

Поэтому домашние задания тоже не будут задаваться в младшей школе. В первом классе – совсем, а дальше они будут ограничены.

Как будут ограничиваться домашние задания?

– Во-первых, не должны они превышать тот объем задач, который ребенок делал на уроке, а во-вторых, по времени это не более 45 минут. И такими должны быть, чтобы ребенок сам мог справиться с задачами, а не звать всю семью, репетиторов на помощь.

Слушатель радиостанции спросил, что делать, если в школе половина родителей промолчала о новых правилах обучения в начальной школе, а другая говорила – давайте делать домашнее задание?

– Это вопрос от учительницы, какое вы хотите домашнее задание, по каким программам вы хотите учиться. Это большая победа, потому что к этому времени школа была таким закрытым местом, где родители имели миссию служить богу образования – приносить подарки, отвечать на призывы принести деньги. 

Когда нужны были деньги на ремонт или что-то другое, то обращались: вы наши дорогие, вы наши партнеры, помогите, а когда ты спрашивал, почему глупость в учебнике написана, тебе отвечали: ты не специалист, что ты понимаешь, идите занимайтесь своей работой. 

Поэтому я считаю, что, во-первых, учительница задает такие вопросы, а, во-вторых, что половина все же хочет учиться по новым программам, это большая победа. Поэтому мой ответ слушателю – это ваш ребенок и вам решать, готовы ли вы за него бороться. 

Если готовы, то дальше, если учительница не хочет идти к директору, брать эти рекомендации, если нет, то обращайтесь в нашу организацию "Родительский контроль".

Но все же это лишь рекомендации.

– Программы же где-то изменились – оценки, методические рекомендации. Но мы все идем к децентрализации. Каждый должен взять на себя ответственность за свою жизнь, за жизнь своего ребенка, школы, общества, научиться отстаивать свои права, потому что без того личность не вырастет. 

Потому многие родители относятся к школе как к камере хранения – очень удобно – отдал ребенка, немного денег заплатил, он себе ухоженный сидит, что-то пишет тихонько, принес дневник, показал. Я выучился – и ты выучишься. 

Но так оно уже не работает. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок был успешным, за эти изменения надо побороться.

Стоит ли расширить диапазон для приема детей в школе с 4 до 9 лет?

– Установлено, что ребенок будет идти в шесть лет в школу, в крайнем случае в семь, потому что есть возрастные особенности, и ребенок в четыре года отличается от девятилетнего по разным характеристикам. 

Психологи не рекомендуют слишком рано учить читать. Ребенка надо развивать именно в садах, а не учить считать, читать, писать. Это как раз позже, в школе надо делать. 

Я думаю, что такие возрастные особенности ребенка будут учитываться за счет различных форм обучения. Экстернат и инклюзивное образование занимает большое место в этой реформе.

Если школа не хочет новую реформу, как родителям организовать сопротивление?

– Бороться, убеждать учительницу, если нет – идти к директору, чтобы меняли учительницу. Если директор на это не соглашается, то это районное управление образования. Если районное не берется, то это городское и т.д. Другого пути нет. 

В нашей стране 500 тысяч учителей, которые привыкли работать так, как привыкли. У нас более четырех миллионов школьников, которые пришли в школу. Не будет везде одинаково. Где-то быстрее двигаться эти изменения будут, где-то – медленнее.

Ранее первый заместитель министра образования и науки Инна Совсун в эфире радиостанции Голос Столицы проанализировала вступительную кампанию 2016 года, а также пояснила, почему количество вузов в стране необходимо сократить.

Ранее исполнительный директор аналитического центра CEDOS Егор Стадный отметил, что нелогично увеличивать количество мест госзаказа, оставляя финансирование на прежнем уровне. По его словам, качество бесплатного образования в Украине существенно снизилось.

Самое читаемое
    Темы дня