наверх
01.05.202421:43
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Школа по-новому. Эксперт об "образовательной революции"

Украина: навстречу реформам или катастрофе? (229)

(обновлено: )118819
Главное, чтобы образование было полезным для жизни, потому что сегодня дети в школе в основном получают теоретические знания, которые потом не могут применить на практике, считает советник министра образования Украины Оксана Макаренко.

Министерство образования и науки Украины представило проект реформы с 12-летним обучением в школах. Проект разделен на несколько этапов образования. Так, начальная школа — займет четыре года, далее предусмотрена на протяжении пяти лет — базовая средняя школа или гимназия, а с 9-го класса стартует профильная средняя школа, разделенная на два цикла.

Как это будет все происходить на практике, к каким новшествам стоит готовиться ученикам и их родителям, в эфире радиостанции Голос Столицы прокомментировала одна из разработчиков концепции "Новой школы", советник министра образования Украины Оксана Макаренко.

Какие базовые моменты реформы школьной 12-летнего образования? Расскажите, что изменится?

— На самом деле эта реформа обсуждается в экспертной среде и в обществе уже три года, и часть этих компонентов уже выложены в редакции закона об образовании, который пообещали на первом пленарном заседании уже вынести в парламент.

Но мы пытались все же донести популярным языком, чтобы эти сложные вещи, которые понятны в профессиональной среде, стали доступными для всех и выложили эту концепцию новой украинской школы. Она сейчас на сайте Минобразования.

Если говорить о том, что ждет кроме 12 лет, поскольку это совсем не главное в этой новой школе.

Главное — это коренная реформа. Будет меняться абсолютно все — содержание обучения, способ обучения, который будут дети получать в этой школе. Главное, чтобы это образование им было полезным для жизни, потому что сегодня дети в школе в основном получают теоретические знания, которые они потом не могут применить на практике и, по сути, всему полезному учатся вне школы.

Поэтому главная цель этой реформы — сделать и научить ребенка быть успешным, востребованным, счастливым в обществе и в жизни в 21 веке. Поэтому туда закладываются не просто знания.

Как сказал директор одной школы, сейчас ребенок похож на фаршированную рыбу, которая вроде бы рыба, а плавать не может. Поэтому будет, во-первых, изменен компетентностный подход. То есть это такой комплекс теоретических знаний, способы размышлений, умение их применять в практических ситуациях.

Главное, что меняются отношения в новой школе между учителем, учеником и родителями. Сейчас учитель является авторитетным, он является единственным источником знаний, а в современном мире это уже не так.

Знаний много и учитель должен стать партнером для ребенка для того, чтобы помочь ему ориентироваться в большом количестве знаний, для того, чтобы помочь ему получить это образование. Поэтому такой раздел "Партнерство".

И это действительно настоящая будет революция для нашей школы, когда учитель уже не доминирует над ребенком, не указывает ему на ошибки, как это было последние 100 лет, а будет помогать ему понять себя, найти то лучшее, что в нем есть, развить и научить это применять в практической жизни. Школа будет ориентироваться на ученика.

Вот начальная, базовая, профильная школа. Каковы ее особенности? В чем будет главное отличие от того, что сейчас существует?

— Начальная школа должна быть максимально приближена к дому. В первую очередь, это касается сельской местности, когда ребенку трудно куда-то ехать в школу.

Поэтому начальная школа — это четыре года, где ребенок будет в основном играть, он будет проходить адаптационный период, будет больше акцентироваться на каких успехах, чем наказывать за ошибки.

Учебные задания домой не будут задаваться в первом классе. Больше будет возможности работать в группах, отвечать на запрос ученика. Будет меньше предметов, но они будут более переплетены между собой. Там будет больше проектов, предпринимательство, будут лаборатории, исследования, групповая работа.

Профильное образование — после 9-го класса ребенок уже определяется — он более склонен к научной деятельности, хочет продолжить учебу в вузе, тогда он идет в лицей и приобретает там образование, готовится к поступлению в вуз. А может пойти в профильный лицей, профессиональный и получить там профессию. И в 18 лет выйти с готовой профессией на рынок труда.

В этом главное отличие.

Единственное, что профильное образование разделено на два цикла, так как ребенок еще может ошибиться с выбором профиля. Поэтому после первого цикла он может изменить этот профиль и перейти в какой-то другой.

Читайте также: Ко дню Независимости. Что думают украинцы об Украине — опрос

Как ранее заявила в эфире радиостанции Голос Столицы эксперт Ирина Когутшкольная программа слишком перегружена, от чего страдает качество обучения. По ее мнению, в первую очередь нужно реформировать старшую школу.

Исполнительный директор аналитического центра CEDOS Егор Стадный отметил, что нелогично увеличивать количество мест госзаказа, оставляя финансирование на прежнем уровне. По его словам, качество бесплатного образования в Украине существенно снизилось.

Самое читаемое
    Темы дня