Сразу четыре крупных сети автозаправочных станций в понедельник подняли цены на бензин на одну гривну. Немного ранее другие АЗС подняли цены на топливо на 30-60 копеек.
Коммерческий директор сети АЗС КЛО Игорь Чернявский говорит, что это повышение не последнее. Вскоре стоимость литра бензина вырастет еще минимум на гривну.
"Если внешний рынок будет расти так, как и растет, значит, будем поднимать адекватно. За последние 40 дней цена на нефть изменилась более чем на 40%. Это очень важный фактор для формирования цены. Входная цена растет, соответственно, и цена реализации будет расти. Как это резко? На одну гривну — это резко?! Это по-старому на 20 копеек. Это не резко. Это вообще нисколько. То есть, цена должна быть еще больше", — заявил Чернявский.
На эту тему радиостанция Голос Столицы поговорила с президентом "Ассоциации объединения операторов рынка нефтепродуктов" в Украине Леонидом Косянчуком.
В чем причина подорожания бензина на заправках, и почему цену подняли сразу на нескольких заправках?
— Во-первых, я не разделяю вашего посыла по поводу поднятия цены синхронно, резко. На самом деле ничего резкого нет. И на самом деле ничего синхронного нет. Потому что те сети, которые сегодня подняли цену, они конкурируют между собой. И они синхронно ничего не делают. Это просто назрело. В течение месяца цены никто не поднимал, их держали за счет старых запасов. Хотя и внешний рынок поднимался, и гривна падала в своей стоимости. То есть, поднялась нефть, вслед за этим пошли вверх нефтепродукты. Пока в торговой сети были запасы, на это никто не реагировал.
Когда на внешних рынках дешевеет нефть, у нас бензин не становится дешевле. Эксперты говорили, что падение стоимости нефти ощутимо только через несколько месяцев после снижения. А на повышение стоимости нефти очень быстро отреагировали…
— Какое быстро отреагировали?! Вы помните, когда цена на нефть пошла вверх и когда нефтепродукты подорожали? И когда гривна с 23 упала до 27. Это было две недели назад, если вы помните. Сети — последние, кто заинтересован в поднятии цен, потому что мы из-за этого теряем клиентов. Поэтому есть так называемое отложенное подорожание, которое в течение этого месяца накапливалось. И гривна падала. А что такое гривна падала? Сегодня валютная составляющая в розничной цене — более 90% от гривны. Потому что налоги в евро, цена на бензин — в долларах, а налоги платим в гривне. И продаем в гривне. А потом пытаемся купить доллары. Не так все просто.
Напомните нам, пожалуйста, когда бензин дешевел и насколько?
— Бензин с 1,20 доллара понизился до 76 центов за литр. Если мы говорим о том, что нефть падает, то она в долларах, на внешнем рынке тоже упали цены, и они в долларах. И у нас в долларах цены упали. А от того, что на заправке в гривне цены выросли, это вопрос не к нам, а к Гонтаревой, в НБУ. В чем отличие от нормального внутреннего производства? Что импорт купили за доллары, налоги заплатили в евро, а продали вам за гривну.
Вы говорите о валютной составляющей. Когда бензин таки дешевел?
— Когда нефть стала 30 евро, то есть, 30 долларов за баррель, до этого момента в течение года. С 1,20 доллара за литр мы упали до 76 центов за литр. Это вам не падение? А то, что оно в гривне упало не так резко, или не упало, или продолжало держаться, так это вопрос не к операторам рынка, это вопрос к национальному регулятору, к НБУ. Почему та валюта, за которую мы реализуем топливо, дешевеет и дешевеет.
То есть крупнейшим АЗС не выгодно повышать цены, чтобы не потерять клиентов?
— Совершенно верно. Уже более 30% наших клиентов ушли к бодяжникам, в нелегальный рынок, ушли туда, где на 2 гривны дешевле. Поэтому поднимать цены сегодня бессмысленно. В декабре, январе, феврале вообще речь о прибылях не идет. Речь идет о минимизации убытков.
Расскажите подробнее про убытки АЗС.
— Вы бензин покупаете в гривне. А операторы покупают в долларах. И налоги платят в евро. Поэтому если гривна дешевеет, то дорожает в гривневом эквиваленте ресурс. Сегодня в оптовом сегменте на 1700 гривен за тонну уже подорожала солярка, дизельное топливо. И на тысячу гривен подорожал бензин. Как здесь можно удерживать цены?! Никак. Сегодня в торговой сети закончились запасы предыдущего периода, а на внешнем рынке цены на нефтепродукты выросли. А мы зависим более чем на 85% от внешнего рынка. Потому что Украина — импортозависимое государство. У нас остался один перерабатывающий завод, и тот работает в локальной сети "Привата". Он вообще не имеет влияния на общий рынок.
Добавим, что Антимонопольный комитет проводит расследование возможного сговора операторов розничного рынка светлых нефтепродуктов.
Читайте также: Договорились. Нефть продолжает дорожать
К слову, ранее в эфире радиостанции Голос Столицы заместитель директора Научно-технического центра "Психея" Геннадий Рябцев заявил, что цены на топливо будут колебаться из-за прямой зависимости от курса валют.
В то же время президент "Ассоциации объединения операторов рынка нефтепродуктов в Украине" Леонид Косянчук заявлял в эфире радиостанции, что цены на нефтепродукты снижаться не могут, так как гривна постоянно падает.
Ранее директор "Консалтинговой группы А-95" Сергей Куюн заявлял, что власти намерены бороться с "левым" бензином с помощью акцизных накладных при импорте нефтепродуктов, и в связи с этим дешевый бензин может скоро исчезнуть с автозаправок.