наверх
26.04.202403:57
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Виктор Суслов: в Украине будет все так, как захочет МВФ

Списание госдолга Украины кредиторами (399)

(обновлено: )170090
В отношениях Украины и МВФ наблюдается очередная пауза. Год назад была похожая ситуация, которая разрешилась "капитуляцией" правительства перед требованиями фонда по резкому повышению тарифов на газ для населения, а теперь требуют жесткой налоговой реформы.

Наталья Печорина, РИА Новости Украина

До конца года ожидается важное событие — 20 декабря должны быть погашены еврооблигации на 3 миллиарда долларов, выкупленные Россией в декабре 2013 года. На протяжении всего уходящего года Украина настаивала на признании этого долга перед  РФ как коммерческого и включила его в перечень обязательств перед частными кредиторами, подлежащих реструктуризации. Однако РФ долг коммерческим не признала и на реструктуризацию долга не согласилась.

Вопрос реструктуризации этого долга обсуждался на встрече президента РФ Владимира Путина с директором-распорядителем МВФ Кристин Лагард в ноябре. В ответ на просьбу Лагард о переносе выплат долга на год, В.Путин заявил, что РФ готова предоставить Украине рассрочку выплат на три года (2016-2018 гг.), но под гарантии выплаты долга со стороны США, или Евросоюза, или международных финансовых организаций, или гарантии первоклассного банка. МВФ в свою очередь поприветствовал это решение и посоветовал Украине договариваться с РФ.

Такая договоренность позволяла МВФ не менять свои процедуры и правила кредитования стран, в части прекращения сотрудничества c заемщиком, допустившим дефолт по межгосударственным обязательствам.

Экс-министр экономики Украины, экономист Виктор Суслов рассказал в интервью РИА Новости Украина, как дальше развивалась ситуация в треугольнике Украина — Россия — МВФ.

Читайте также: С нас хватит! В Украине анонсируют массовые забастовки

Виктор Иванович, что происходит вокруг предложения о реструктуризации российского кредита?

— В отношениях Украины и РФ, по крайней мере, в публичных заявлениях, пошла своего рода политическая игра, связанная, по-видимому, с трудностями для Украины получения гарантий выплат долга от третьей стороны. Украина достаточно долго и настойчиво повторяла, что не получала от России официальных предложений по реструктуризации долга путем рассрочки выплаты. А Россия, в свою очередь, говорила, что Украина знает об официальном, публичном заявлении российского руководства о готовности на реструктуризацию и сама не обращается с просьбой о такой реструктуризации долга.

Россия говорила о стандартной международной практике, которая состоит в том, что о реструктуризации всегда просит должник, и не бывает в международном праве ситуации, когда о реструктуризации начинает просить кредитор. А украинское правительство упирало на то, что кредитор не просит о реструктуризации. И на этом основании Украина тоже не обращается и не подает никаких предложений. До последних дней вопрос казался зависшим. Уже реальной казалась угроза дефолта Украины и срыва программы сотрудничества с МВФ.

Господин Ваше заявил, что риски фонда в сотрудничестве с Украиной возрастают, что так нельзя, с бюджетом непонятно и с российским кредитом Украина ничего не делает, чтобы урегулировать вопрос.

Но так было до 8 декабря 2015 г., когда Совет директоров МВФ, исходя из ситуации, сложившейся с долгом Украины перед Россией, принял решение об изменении правил кредитования стран-членов Фонда. Безусловное выполнение обязательств по выплате долгов по межгосударственным кредитам отныне не будет обязательным условием получения кредитов от МВФ. Таким образом, вопрос возврата 3 млрд.долл.  переводится в плоскость двусторонних украино-российских отношений. Программа сотрудничества между Украиной и МВФ, жизненно важная для избежания полного экономического краха Украины, будет выполняться независимо от решения этого вопроса.

МВФ, конечно, принял чисто политическое решение под давлением своих основных акционеров – США и Евросоюза, несмотря на сопротивление России и ее союзников.

Но является ли это победой Украины?

— Только частично и временно. Обязательства перед Россией никуда не исчезают. Москва уже объявила о подготовке документов для обращения в суд, чтобы признать дефолт Украины в судебном порядке. Для Украины пока время выиграно, поскольку судебный процесс обещает быть длительным. Особенно если учесть, что украинское правительство рассчитывает подготовить и подать России встречные иски, связанные с требованиями о компенсации потерь от аннексии Крыма, разрушений в Донбассе, различных ограничений в торговле и т.п.

С другой стороны, отказ от своевременного выполнения обязательств по внешним долгам подрывает репутацию Украины как надежного заемщика. Стране будет труднее получать межгосударственные кредиты, малореально привлекать средства на международных финансовых рынках, будет очень сложно рассчитывать также на приход прямых иностранных инвестиций. А дальнейшее развертывание экономической войны с Россией, безусловно, приведет к ответным действиям и дальнейшему ухудшению экономической ситуации в Украине.

Словом, если кто-то и увидит победу, то это будет Пиррова победа. 

Смотрите также: Сравнение действующих налогов и налоговой реформы от Минфина

Тогда на что рассчитывает украинское правительство?

— Очевидно, что украинское правительство рассчитывает на массированную помощь Запада – политическую, дипломатическую, финансовую, военную. Эти расчеты основаны на ясном понимании того факта, что в современной великой геополитической битве между Западом и Россией, которая должна определить облик будущего мира, Украина однозначно заняла место на стороне Запада в первом эшелоне этой битвы. Хотя бы поэтому Запад не может допустить банкротства Украины. И, как видим, пока не допускает. Другой вопрос, что объемы этой помощи мизерны и не соответствуют ожиданиям украинского руководства. "План Маршалла для Украины", о котором почти год вслух мечтали украинские политики, пока так и не состоялся.  

Вернемся к МВФ. Украинская сторона в свою очередь говорит, что выполнены все положения программы сотрудничества с МВФ. Насколько они выполнены?

— Здесь есть некоторая неточность. Выполнение требований МВФ происходит тогда, когда законы принимаются, а не при наличии каких-то проектов, которые еще не приняты и, возможно, будут приняты в другом виде. Поэтому и сорвалась работа миссии МВФ в Украине, сорвалось принятие решения о предоставлении очередного транша кредита МВФ. Понятно, что в этом году этот транш Украина получить уже не успеет.

Налоговая реформа… МВФ не все устраивает. У нас два проекта — один от Кабмина, второй от Верховной Рады, и полная неопределенность. Непонятно, в каком виде будут приняты эти законы. Сейчас, после заседания Национального совета по вопросам реформ, заговорили о компромиссном варианте налоговой реформы. Который, однако, нужно еще подготовить, согласовать с МВФ и, принять.

У нас, по сути, нет также проекта закона о бюджете. Тот проект, который сделан будто бы на основе проекта налоговой реформы от Минфина, не может рассматриваться, потому что в его основе нет действующей законодательной базы. Поэтому украинская власть и здесь не выполнила основные обязательства перед МВФ. Все эти недоработки могут стать основанием для ожидаемой отставки правительства. Однако я не сомневаюсь, что, в конечном счете, все будет так, как хочет МВФ.

Самое читаемое
    Темы дня